Холл ЦДХ Кураторский проект Барта Голдхорна. Архитектор как куратор |
«Идентификация»
Куратор биеннале Барт Голдхорн поставил архитекторов перед суровым психоаналитическим испытанием: каждый должен был проанализировать источники своего вдохновения и продемонстрировать связь между ними и своим творчеством — показав свою постройку, постройку другого современного архитектора и постройку еще одного архитектора из прошлого. Страшно интересно, как архитекторы вышли из этого столкновения честолюбия, критического взгляда, эрудиции и самоопределения. Я бы сошел с ума.
|
Зал 21, 3-й этаж | 10 Swiss Architects
___ На мой вкус, швейцарская архитектура последних лет двадцати пяти — самое значительное в архитектуре нашего времени. Швейцарские архитекторы невероятно точно и сдержанно работают с формой, не пускаясь в избыточное усложнение. Иногда достаточно сдвинуть одно окно, чтобы весь город вокруг затанцевал. Модернизм стоило выдумать уже только для одного этого. Чтобы освоить язык этой архитектуры, требуются некоторые усилия, но радость, которую она приносит, искупает все. На выставке будут работы моего любимого архитектора Роджера Динера (Diener & Diener) и ряд других мастеров: Bearth & Deplazes, Gion A. Caminada, Christ & Gantenbein, Gigon/Guyer, Miller & Maranta. |
Холл ЦДХ Куратор — Анна Броновицкая | «Неизвестная ВДНХ»
___ Все, что делает Юрий Пальмин, заслуживает самого пристального внимания — лучше него архитектуру у нас никто не фотографирует. В его работах соединяются профессиональное мастерство фотографа, страсть к архитектуре и редкое ее понимание. Я даже испытываю определенную ревность к искусству фотографии за то, что Пальмин не стал архитектором и ничего не строит. К счастью, он неутомим как исследователь, чему свидетельством два проекта на биеннале. Первый из них — коллекция фотоснимков ВДНХ: инспекция бабушкиной шкатулки с украшениями, обнаруживающая доселе невиданные или неоцененные сокровища. |
Зал ДНК Куратор — Елена Гонсалес |
«Готфрид Бем»
Еще один фотопроект Юрия Пальмина знакомит нас с практически неизвестным в России немецким архитектором Готфридом Бемом и шире — с феноменом церковной архитектуры движения «нового брутализма» — архитектурного направления 1950-х — 1970-х годов. Несколько лет назад в очередном унылом рейтинге «самых уродливых» зданий постройки брутализма занимали половину списка, что недвусмысленно указывает на то, что в самом скором времени эта архитектура будет «открыта» вновь и станет очень популярной. Благодаря Пальмину у нас есть счастливая возможность оказаться впереди моды и познакомиться с ней раньше других. Не менее важно и то, что эти драматические сооружения демонстрируют, что в современном мире все еще возможна серьезная религиозность, без декоративности и налета сусальной позолоты. |
Зал ДНК Куратор — Сергей Никитин | «Masterlives: Milano.
Жизнь в шедеврах» ___ В пику памятному высказыванию, что Венецию хорошо бы подлатать, Сергей Никитин собрал свидетельства того, что можно жить в памятнике архитектуры, не превращая его в восковую фигуру и не терзаясь. Италия, разумеется, лучшая почва для такого исследования: итальянский опыт жизни в памятниках продолжается уже третье тысячелетие. По понятным причинам у нас мало известно, что в первой трети двадцатого века Италия пережила взлет архитектурной мысли и практики, (не)удачно совпавший с изобретением фашизма. А между тем итальянская архитектура этого времени — наиболее изысканный извод модернизма. Учитывая печальное состояние памятников модернизма в России, проект Никитина может служить вдохновляющим примером. |
|
«Наша вера: Тенденции»
___
По большому счету образовательная экспозиция, которая, однако, может пригодиться и специалистам. Выставка состоит из трех независимых экспозиций, посвященных трем основным (на взгляд куратора биеннале) архитектурным течениям современности, условно названным «Сложностью», «Историзмом» и «Простотой». Курировать разделы были приглашены три архитектора, по одному на раздел, соответственно — Левон Айрапетов (автор российского павильона на «Экспо-2010» в Шанхае), Максим Атаянц (автор проекта застройки Горки-Города неподалеку от Сочи) и ваш автор. Каждая часть сосредоточена на одном жанре архитектурной мысли, впрочем, достаточно размытом. Тем не менее непрофессиональному зрителю станет понятнее, о чем вся эта их архитектура, а профессионал, возможно, встретит прежде незнакомые имена или сможет точнее понять свое место в системе современной архитектуры. |
Залы 25—27, 3-й этаж
______________ |
«Сложность»
Кураторский проект Левона Айрапетова и Валерии Преображенской. Среди участников такие зубры, как Питер Эйзенман (один из изобретателей архитектурного минимализма в 1960-е); Эрик Оуэн Мосс, автор первого, неслучившегося проекта новой Мариинки; самые радикальные деконструктивисты Coop Himmelb(l)au и главный центр деконструктивизма в России студия «ЭДАС» Влада и Людмилы Кирпичевых. |
Зал 23, 3-й этаж
__________ |
«Историзм»
Кураторский проект Максима Атаянца собрал архитекторов, уверенных в незыблемости архитектуры прошлого и продолжающих проектировать в духе классицизма и старинной архитектуры вообще. В этом разделе больше всего русских архитекторов — историзм, выросший из«бумажной архитектуры» 1980-х, стал профессиональным кредо многих авторов, прославившихся в то время. Представлены Михаил Филиппов, Михаил Белов, Дмитрий Бархин, Михаил Тумаркин, Илья Уткин, Максим Атаянц и ряд не столь нам знакомых заграничных коллег. |
Зал 24, 3-й этаж
__________ |
«Простота»
В разделе, который курирую я, собралась довольно пестрая компания архитекторов, в объектах которых скупой жест передает глубокий смысл. В основном архитекторы раздела не слишком известны, однако Валерио Ольджиати выиграл в 2009-м конкурс на новое здание пермского Музея современного искусства (не построен), а Евгений Асс, хоть и не слишком известен широкой публике, оказывает огромное влияние на русских архитекторов. |
Общероссийская премия за лучшее архитектурное сооружение из дерева Куратор — Н. Малинин | АРХИWOOD
___ Под колоннадой ЦДХ построен деревянный периптер, в котором выставлены деревянные же постройки — объекты, вошедшие в шорт-лист конкурса АРХИWOOD, не первый год отбирающего лучшее российское сооружение из дерева. Благодаря оригинальным решениям партии и правительства в двадцатом веке сложилось так, что деревянная архитектура у нас оказалась уделом частных домиков, хотя уж чем Россия богата, так это лесом и традициями деревянного строительства, которые мы чуть было не утратили. Параноидальный ужас нашего строительного комплекса и городских строительных норм перед деревянными конструкциями пока еще не изжит, и конкурс, устроенный Николаем Малининым, борется с этим страхом в меру своих сил. |
Парк искусств «Музеон» | Павильон «Школа»
___ Евгений Асс открывает осенью новую архитектурную школу МАРШ на «Артплее», а пока идет набор студентов, проводит летнюю программу лекций, круглых столов и дискуссий в специально для этого построенном павильоне «Школа» в парке «Музеон» рядом с ЦДХ. Павильон построен по победившему в конкурсе проекту молодого архитектора Игоря Чиркина. Расписание событий еще верстается, но день открытых дверей точно будет 24 мая. |
МУАР, Воздвиженка, 5/25 Открытие 29 мая в 20:00 |
«Кремль. Неслучившееся будущее»
Музей архитектуры выставил орудие главного калибра, наверное, самый драгоценный экспонат своей коллекции: модель Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова. Моделей, собственно, две. Это два варианта, которые были представлены на высочайшую апробацию Екатерине Великой. Проект не пошел, зато у нас есть возможность взглянуть на настоящую презентационную модель восемнадцатого века. Модель настолько велика, что ни в один зал МУАРа она не влезает, поэтому она выставлена не вся, но и этого достаточно, чтобы оценить всю грандиозность замысла. А если отвлечься от архитектурных достоинств баженовского проекта, можно провести массу времени, вглядываясь в маленькие мраморные залы, колоннады и сводчатые подвалы. Удивительная вещь! |