Стратегический диалектический план Москвы. Институт Берлаге, Нидерланды, 2005–2006. В проекте предлагается построить вдоль реки высотные офисные здания и связать их монорельсовой дорогой
Мария Гулиева, студентка «Стрелки»: «Тип линейных парков приобретает в мире все большую популярность — она способствует развитию альтернативных видов транспорта, уменьшению количества машин и решению экологических проблем. Трансформацию центральных набережных в пешеходные зоны — парки или бульвары — недавно осуществили в Париже и Чикаго. Пешеходные парковые набережные, по которым можно добираться до центра на велосипеде (а зимой — на лыжах), могли бы появиться и в Москве. Тем более что создание в Москве протяженных парковых зон — ключевая идея всех генпланов XX века.
Соединить центр города с окраинами непрерывными зелеными насаждениями Щусев предложил в генплане 1923 года: «Врезать к центру города несколько клиньев зеленых насаждений для оздоровления центра города». Затем та же идея прозвучала в 1935 году: «Создать лесопарковый защитный пояс в радиусе 10 км от новых границ города, состоящий из равномерно расположенных крупных лесных массивов… Приступить к соединению этих лесных массивов с центром города…»
«Плавбульвар». Архитектурная мастерская А.Асадова, 2009. Проект предусматривает оживление набережных Москвы-реки путем создания системы водных объектов — парков, бульваров, террас и кафе
Система зеленых клиньев в первую очередь решала проблему эпидемий: через них город, построенный по кольцевому принципу, мог продуваться. С изобретением антибиотиков санитарно-гигиенические условия в городе стали менее актуальны. Тем не менее в генплане 1971 года снова звучит идея зеленых клиньев — на этот раз в контексте концепции Москвы как экологического города. Но проект опять не был осуществлен: территории потенциальных зеленых коридоров постепенно стали застраиваться и разбиваться широкими транспортными магистралями.
Green River. Московский архитектурный институт, 2007. Для создания на набережных общественного пространства проект предлагает соединить Битцевский лесопарк и «Лосиный Остров» линейным парком шириной в 200 м, а также создать сеть новых парков на бывших промышленных территориях
Река в Москве до 1920-х годов использовалась для перевозки грузов, поэтому у берегов были расположены промышленные предприятия. «Набережные обслужены железнодорожными линиями и обстроены стройными рядами складов с автоматическими подъемными кранами. Порт кишит судами и баржами…», — писал Щусев о планах развития юго-восточного района. В 1935 году был принят генплан, который представлял Москву как идеальный город. Основным мотивом проекта стала парадность центральных городских пространств, поэтому центральные набережные стали рассматривать как основные транспортные магистрали: «Превратить набережные Москвы-реки в основную магистраль города с облицовкой берегов гранитом и устройством вдоль набережных широких проездов улиц со сквозным на всем их протяжении движением». Так набережные приобрели парадный вид и транзитную функцию для машин и пешеходов.
В 1954 году в связи с начавшейся десталинизацией было принято постановление о борьбе с архитектурными излишествами, набережные в новых районах стали трактовать как прогулочные парковые зоны, предназначенные для жителей расположенных поблизости домов. Автор генплана 1971 года Посохин продолжил этот принцип: «В систему центра <…> включается проектируемый широкий бульвар по берегу Москвы-реки в районе Печатники и прилегающие к нему общественные здания…» Однако в центре Москвы в результате постоянного увеличения количества машин набережные стали еще менее подходящими для прогулок, чем во время их проектирования в 1930-х годах.
Центральная река культуры и отдыха. Идея: «Стрелка», 2011. Иллюстрация: Дарья Рычкова
МАРИЯ ГУЛИЕВА
студентка «Стрелки»
«Мне было интересно узнать, какая ландшафтная стратегия была у Москвы в XX веке и какие градостроительные вопросы должны быть решены сегодня»
1767540
куб. м/год промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод стекает в реку в черте города