Дом Нирнзее в Большом Гнездниковском |
Десятиэтажный дом, построенный в 1912 году архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее, называют первым небоскребом Москвы; в разные годы в нем жили Чуковский, Бурлюк и Таиров, а в подвале размещались кабаре «Летучая мышь», цыганский театр «Ромэн» и Московский театр сатиры. Главной достопримечательностью дома является его плоская крыша — для тех лет новое явление: на ней устраивали кафе, каток, смотровую площадку и зимний съемочный кинопавильон. До наших дней на главном фасаде дома сохранилась уникальная майолика художника Александра Головина, а также аутентичные барельефы и маскароны. В этом году дому исполнилось 100 лет.
Дом давно нужно было реставрировать. Но вместо этого он попал в программу ремонта фасадов. Спасли его декор жители, сумевшие объяснить прорабу, что керамическое панно на стенах — ценный исторический элемент, а историческая плитка под «английский кирпич» не имеет аналогов.
Сегодня ремонт продолжается — несмотря на то, что закончиться он должен был к 15 октября.
Геннадий Астафьев архитектор, житель дома Нирнзее в Большом Гнездниковском |
«Источник проблемы — в том, что изначально в Управлении капитального ремонта и строительства было решено не выполнять никаких реставрационных работ в силу ограниченности средств, хотя смета всех строительных работ составляла 35 млн рублей. Мы же хотели, чтобы по фасаду были выполнены не ремонтные, а реставрационные работы: фасад насыщен декоративными элементами, на нем располагается знаменитая головинская мозаика, лепнина, барельефы и прочее. Иначе была опасность, что рабочие, ремонтируя стены или плоскости кровли, нанесут ущерб элементам декоративного убранства дома.
Проектная документация была разработана очень слабой фирмой, которая не имеет лицензии на разработку реставрационных работ. Многие работы вообще не были описаны — поэтому строители, которые выиграли тендер на проведение этих работ, все вопросы, которые не были освещены в документах, решали сами и устраивали, по факту, самодеятельность. Квалификация рабочих очень низкая, и их на стройке очень мало. Мы это все по возможности отслеживали — и поэтому постоянно приходилось все переделывать: например, рабочие нарушили технологические требования к окраске штукатурки фасада и были вынуждены перекрашивать стены по второму разу, потому что краска сползает. Зимой качество работ еще сильнее падает и требует бесконечной переделки. Так что через некоторое время мы будем иметь последствия этого халтурного ремонта.
На сегодняшний день была сделана мягкая плоская кровля, выполнены работы по боковым фасадам — но с браком, так что будут перекрашивать. Ремонт внутреннего, дворового фасада только начат. Но самое главное, то, что может принести самые большие утраты, — это работы по главному фасаду. Если рабочие не будут заниматься специальными работами по декору, они должны будут по крайней мере покрывать его консервирующим раствором, но мы пока не верим, что это получится».