Алина Сапрыкина Арт-директор центра дизайна Artplay |
«Мы надеемся, что когда-нибудь в Басманном районе возникнет арт-квартал, о котором сейчас все говорят. Но сколько времени пройдет, прежде чем он появится, неизвестно. Тем временем в этом районе уже сконцентрировано много активных культурных институций — есть мы, Artplay, есть «Винзавод», кинотеатр «35 мм», Сад Баумана, Сахаровский центр, теперь «Гоголь-центр», много молодежи, много бизнесов. Мы все занимаем отдельные территории, которые находятся недалеко друг от друга, а вокруг все либо неухожено, либо вообще непонятно что из себя представляет. Где-то только начинаются какие-то маленькие, локальные движения, кто-то что-то благоустраивает — но все равно пока что среда вокруг нас совершенно не благожелательная. При этом мы уже сейчас могли бы выйти за границы своих территорий и попробовать сделать что-то хоть и небольшое, но вполне конкретное, что улучшило бы общий облик нашего района.
Самое простое — хотелось бы, чтобы человек, выйдя из метро, сразу понимал, как ему пройти в Artplay или на «Винзавод». Сейчас, когда впервые кому-нибудь объясняешь, как нас найти, — это ужас какой-то. Нужен хотя бы огромный красивый указатель. А еще лучше — специальная навигация по всем культурным точкам района. Я уже не говорю о том, как прекрасно было бы запустить по району паровоз с вагонами, который ездил бы между нашими площадками, — такие ходят по территории парка Горького.
Но пока что мы не ставим перед собой каких-то очень масштабных, глобальных задач. Пусть это будет просто скамейка, указатель, урна, фонарь или турник — но это уже позволит нам начать постепенно переосмысливать свой район.
Поэтому мы начали с конкурса малых архитектурных форм. В результате мы получим некоторые объекты, произведем их на спонсорские средства — и установим на нашей территории и на соседних дружественных площадках, поддержкой которых заручились.
К проекту мы стараемся подключить как можно больше людей — это просто творческие люди, которые могут участвовать в конкурсе, архитектурные критики и экспертное дизайнерское сообщество, руководители площадок, городские департаменты. Они все сказали: о'кей, мы делаем это вместе».
Место бывшего Басманного рынка
Парковка на месте Басманного рынка
Сергей Никитин историк архитектуры, эксперт конкурса «Проформа» |
«Здесь раньше был потрясающий Басманный рынок, который обрушился несколько лет назад (в 2006 году. — БГ). Новый строить не стали, потому что Лужков считал, что рынки — это плохо, а хорошо — это торговые центры. Но здесь, конечно, самое место для какого-то серьезного культурного заведения. И для ГЦСИ, и для Гете-института, который сейчас находится на проспекте Вернадского и для которого здесь собираются строить отдельное здание».
Сапрыкина: Сегодня Басманный район — это бурно развивающийся творческий квартал, в котором сконцентрировалось много креативных людей и происходит масса интересного. Но мне кажется важным помнить о том, что здесь находилась историческая немецкая слобода с одной стороны и бывшая промзона — с другой. Вообще, если вы вдруг задумали изменить что-то в городе — даже такую небольшую деталь, как скамейки, — то к этому делу надо подходить осознанно: важно чувствовать историю, атмосферу, людей, которые здесь живут, и то, как все меняется. Именно поэтому я попросила Сергея Никитина, историка архитектуры, погулять с нами и немного рассказать об истории района.
А.Шхонебек «Усадьба Ф.Головина и немецкая слобода за Яузой». 1705 год
Никитин: Немецкая слобода переехала на это место при царе Алексее Михайловиче. До этого иностранные купцы жили на Маросейке, но после того как русские купцы пожаловались царю на конкурентов-иноверцев, тех переселили на окраину.
А в XIX веке район начал активно индустриализироваться. Как и в других районах города, одни усадьбы целиком превращались в фабрики, другие индустриализировали по кусочку. Здесь до сих пор сохранилось много интересной промышленной археологии.
Площадь Разгуляй
Усадьбы Мусиных-Пушкиных на площади Разгуляй
Район «Бауманской» интересен не только немецкой слободой и памятниками промышленной архитектуры. Еще одно исторически насыщенное место — площадь Разгуляй, где с конца XVII века находился знаменитый трактир «Разгуляй» (кстати, поблизости Ладожская улица тоже получила название от трактира «Ладога»). Кроме того, на площади находится усадьба Мусиных-Пушкиных, в котором находилась легендарная библиотека графа Мусина-Пушкина и сгорел подлинник «Слова о полку Игореве». По легенде, в петровское время в этом доме жил Яков Брюс — один из ближайших сподвижников Петра, которого люди считали волшебником и чернокнижником. Необычный архитектурный элемент на фасаде усадьбы — белая доска-трапеция слева от портика — якобы крышка его гроба».
Сад им. Баумана
Грот «Бельведер» в Саду им. Баумана
Игнат Жолобов директор Сада им. Баумана |
«В Бауманском саду мы планируем много изменений. В этом году восстановим всю тропиночную сеть, сделаем детский досуговый центр, в том числе отдельную площадку для совсем маленьких детей, закончим спортивную зону. Снесем забор, который Мосводоканал ремонтирует уже пять лет. Реставрацией мы тоже занимаемся. В этом году отреставрируем грот «Бельведер» XVIII века, а еще через год восстановим бывшие тут раньше голландские сады. Сохраним, конечно, эстраду. Собираемся еще восстановить Дом молодежи — усадьбу Голицыных, разрушенную в 1970-х годах».
Юсуповский дворец
Юсуповский дворец
Александр Можаев краевед |
«Про дворец ходит много легенд — например, журналисты любят рассказывать старинные байки про то, что Грозный велел построить отсюда ход в Кремль, но это, конечно, не имеет никакого подтверждения. Большая часть дворца была построена в конце XVII века, когда палаты принадлежали канцлеру Петра I Петру Шафирову. Сегодня он в значительной степени представляет собой результат фантазийной, стилизаторской реставрации XIX века. И тем не менее это единственное в Москве место, где можно увидеть парадные петровские интерьеры. Степень достоверности декора примерно та же, что в новодельном Коломенском дворце, но сами комнаты, включая огромную Крестовую палату под 11-метровым сводом, а также великолепные изразцовые печи совершенно подлинны. Но вообще, как часто бывает с хрестоматийными памятниками, дом плохо изучен — например, почти ничего не известно об архитектуре западной, полностью перестроенной половины дома, а это тоже XVII век. И пока что никак не обыграна мемориальная ценность корпуса, в котором жила семья Пушкина, когда ему было от двух до четырех лет. А это единственный в Москве уцелевший детский адрес Пушкина.
В советские годы палаты принадлежали Сельскохозяйственной академии и были недоступны широкой публике. В 2007 году новые владельцы чуть было не уделали евроремонтом парадные интерьеры, был страшный скандал. Но вроде бы потом обошлось, и с 2010 года палаты принимают экскурсантов и сдаются под парадные приемы и мероприятия».