Атлас
Войти  

Также по теме

Экскурсия Алины Сапрыкиной по Басманному району

Artplay, в конце прошлого года вместе с агентством Improve запустивший проект «Оживленный город. Басманный», перешел от слов к делу: до 22 марта центр дизайна Artplay собирает проекты на конкурс малых архитектурных форм «Проформа». Победивший объект будет в День города установлен в центре дизайна Artplay и на других площадках Басманного района, а может быть и города. Алина Сапрыкина, арт-директор Artplay, погуляла с БГ по району и вместе с другими заинтересованными лицами рассказала, как именно инициаторы и участники проекта хотят изменить город и что в результате может ждать Басманный район

  • 19420
Бывший Басманный рынок, площадь Разгуляй, Сад им. Баумана, Юсуповский дворец Бывший Басманный рынок, площадь Разгуляй, Сад им. Баумана, Юсуповский дворец
НИФХИ им. Карпова, Институт мозга, Музей Востока НИФХИ им. Карпова, Институт мозга, Музей Востока
Курский вокзал, «Винзавод» и Artplay Курский вокзал, «Винзавод» и Artplay
Басманный район
Алина Сапрыкина

Алина Сапрыкина

Арт-директор центра дизайна Artplay

«Мы надеемся, что когда-нибудь в Басманном районе возникнет арт-квартал, о котором сейчас все говорят. Но сколько времени пройдет, прежде чем он появится, неизвестно. Тем временем в этом районе уже сконцентрировано много активных культурных институций — есть мы, Artplay, есть «Винзавод», кинотеатр «35 мм», Сад Баумана, Сахаровский центр, теперь «Гоголь-центр», много молодежи, много бизнесов. Мы все занимаем отдельные территории, которые находятся недалеко друг от друга, а вокруг все либо неухожено, либо вообще непонятно что из себя представляет. Где-то только начинаются какие-то маленькие, локальные движения, кто-то что-то благоустраивает — но все равно пока что среда вокруг нас совершенно не благожелательная. При этом мы уже сейчас могли бы выйти за границы своих территорий и попробовать сделать что-то хоть и небольшое, но вполне конкретное, что улучшило бы общий облик нашего района.

Самое простое — хотелось бы, чтобы человек, выйдя из метро, сразу понимал, как ему пройти в Artplay или на «Винзавод». Сейчас, когда впервые кому-нибудь объясняешь, как нас найти, — это ужас какой-то. Нужен хотя бы огромный красивый указатель. А еще лучше — специальная навигация по всем культурным точкам района. Я уже не говорю о том, как прекрасно было бы запустить по району паровоз с вагонами, который ездил бы между нашими площадками, — такие ходят по территории парка Горького.

Но пока что мы не ставим перед собой каких-то очень масштабных, глобальных задач. Пусть это будет просто скамейка, указатель, урна, фонарь или турник — но это уже позволит нам начать постепенно переосмысливать свой район.

Поэтому мы начали с конкурса малых архитектурных форм. В результате мы получим некоторые объекты, произведем их на спонсорские средства — и установим на нашей территории и на соседних дружественных площадках, поддержкой которых заручились.  

К проекту мы стараемся подключить как можно больше людей — это просто творческие люди, которые могут участвовать в конкурсе, архитектурные критики и экспертное дизайнерское сообщество, руководители площадок, городские департаменты. Они все сказали: о'кей, мы делаем это вместе».


Место бывшего Басманного рынка

Парковка на месте Басманного рынка

Парковка на месте Басманного рынка

Первый пункт нашей прогулки — большая парковка на Бауманской улице, территория которой находилась под самым пристальным вниманием общественности в конце прошлого года: здесь должны были построить новый музей ГЦСИ, но осенью проект отвергли. Поскольку это место находится в нашем районе, нам всем интересна не только судьба ГЦСИ или проекта Михаила Хазанова, но и то, что будет в результате на этом месте».
Сергей Никитин

Сергей Никитин

историк архитектуры, эксперт конкурса «Проформа»

«Здесь раньше был потрясающий Басманный рынок, который обрушился несколько лет назад (в 2006 году. — БГ). Новый строить не стали, потому что Лужков считал, что рынки — это плохо, а хорошо — это торговые центры. Но здесь, конечно, самое место для какого-то серьезного культурного заведения. И для ГЦСИ, и для Гете-института, который сейчас находится на проспекте Вернадского и для которого здесь собираются строить отдельное здание».


Сапрыкина: Сегодня Басманный район — это бурно развивающийся творческий квартал, в котором сконцентрировалось много креативных людей и происходит масса интересного. Но мне кажется важным помнить о том, что здесь находилась историческая немецкая слобода с одной стороны и бывшая промзона — с другой. Вообще, если вы вдруг задумали изменить что-то в городе — даже такую небольшую деталь, как скамейки, — то к этому делу надо подходить осознанно: важно чувствовать историю, атмосферу, людей, которые здесь живут, и то, как все меняется. Именно поэтому я попросила Сергея Никитина, историка архитектуры, погулять с нами и немного рассказать об истории района.

А.Шхонебек «Усадьба Ф.Головина и немецкая слобода за Яузой». 1705 год

А.Шхонебек «Усадьба Ф.Головина и немецкая слобода за Яузой». 1705 год

Никитин: Немецкая слобода переехала на это место при царе Алексее Михайловиче. До этого иностранные купцы жили на Маросейке, но после того как русские купцы пожаловались царю на конкурентов-иноверцев, тех переселили на окраину.

А в XIX веке район начал активно индустриализироваться. Как и в других районах города, одни усадьбы целиком превращались в фабрики, другие индустриализировали по кусочку. Здесь до сих пор сохранилось много интересной промышленной археологии.


Площадь Разгуляй

Усадьба Мусиных-Пушкиных

Усадьбы Мусиных-Пушкиных на площади Разгуляй

Район «Бауманской» интересен не только немецкой слободой и памятниками промышленной архитектуры. Еще одно исторически насыщенное место — площадь Разгуляй, где с конца XVII века находился знаменитый трактир «Разгуляй» (кстати, поблизости Ладожская улица тоже получила название от трактира «Ладога»). Кроме того, на площади находится усадьба Мусиных-Пушкиных, в котором находилась легендарная библиотека графа Мусина-Пушкина и сгорел подлинник «Слова о полку Игореве». По легенде, в петровское время в этом доме жил Яков Брюс — один из ближайших сподвижников Петра, которого люди считали волшебником и чернокнижником. Необычный архитектурный элемент на фасаде усадьбы — белая доска-трапеция слева от портика — якобы крышка его гроба».


Сад им. Баумана

Сад им. Баумана

Грот «Бельведер» в Саду им. Баумана

Сапрыкина: Недалеко от площади находится Сад им. Баумана, в который в 1920 году превратили сады нескольких соседних усадеб. Там с 2011 года работает директором Игнат Жолобов, очень деятельный человек. Он сразу поддержал наш проект, сад стал площадкой-партнером, а сам Жолобов — членом экспертного совета конкурса «Проформа». У него можно узнать, какие изменения в ближайшие годы ждут сад.
Игнат Жолобов

Игнат Жолобов

директор Сада им. Баумана

«В Бауманском саду мы планируем много изменений. В этом году восстановим всю тропиночную сеть, сделаем детский досуговый центр, в том числе отдельную площадку для совсем маленьких детей, закончим спортивную зону. Снесем забор, который Мосводоканал ремонтирует уже пять лет. Реставрацией мы тоже занимаемся. В этом году отреставрируем грот «Бельведер» XVIII века, а еще через год восстановим бывшие тут раньше голландские сады. Сохраним, конечно, эстраду. Собираемся еще восстановить Дом молодежи — усадьбу Голицыных, разрушенную в 1970-х годах».



Юсуповский дворец

Юсуповский дворец

Юсуповский дворец

Сапрыкина: Рядом с Бауманским садом, в Большом Харитоньевском переулке, стоит Юсуповский дворец. Он был отреставрирован в 2000-е годы. О дворце я попросила рассказать краеведа Александра Можаева.
Александр Можаев

Александр Можаев

краевед

«Про дворец ходит много легенд — например, журналисты любят рассказывать старинные байки про то, что Грозный велел построить отсюда ход в Кремль, но это, конечно, не имеет никакого подтверждения. Большая часть дворца была построена в конце XVII века, когда палаты принадлежали канцлеру Петра I Петру Шафирову. Сегодня он в значительной степени представляет собой результат фантазийной, стилизаторской реставрации XIX века. И тем не менее это единственное в Москве место, где можно увидеть парадные петровские интерьеры. Степень достоверности декора примерно та же, что в новодельном Коломенском дворце, но сами комнаты, включая огромную Крестовую палату под 11-метровым сводом, а также великолепные изразцовые печи совершенно подлинны. Но вообще, как часто бывает с хрестоматийными памятниками, дом плохо изучен — например, почти ничего не известно об архитектуре западной, полностью перестроенной половины дома, а это тоже XVII век. И пока что никак не обыграна мемориальная ценность корпуса, в котором жила семья Пушкина, когда ему было от двух до четырех лет. А это единственный в Москве уцелевший детский адрес Пушкина.

В советские годы палаты принадлежали Сельскохозяйственной академии и были недоступны широкой публике. В 2007 году новые владельцы чуть было не уделали евроремонтом парадные интерьеры, был страшный скандал. Но вроде бы потом обошлось, и с 2010 года палаты принимают экскурсантов и сдаются под парадные приемы и мероприятия».

 
/media/upload/images/city/2013/February/11feb/glava_3.jpg Курский вокзал, «Винзавод» и Artplay

/media/upload/images/city/2013/February/11feb/glava_2.jpg НИФХИ им. Карпова, Институт мозга, Музей Востока







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter