Атлас
Войти  

Также по теме Экскурсии по Москве 18-18-18

Экскурсии по Москве. Замоскворечье c Владимиром Седовым

Замоскворечье — район, который до сих пор сохраняет свое лицо. Профессор МАРХИ Владимир Седов рассказал и показал, какое оно

  • 9449


Островский писал, что в Замоскворечье живут туповатые, склонные к наживе, не меняющие свой быт люди. Этот район в прошлом — самая темная, самая провинциальная часть города. Само название — Замоскворечье — «спрятано от Кремля, за Москвой-рекой». Район был труднодоступен до конца XVI века, пока не построили постоянный мост. Селили сюда бесчисленных ремесленников второго ряда, которым было необязательно каждый день бегать через реку. Людей не из списка Forbes, прямо скажем. Однако постепенно местные жители начали «подниматься». Переломное для Замоскворечья событие произошло к концу XIX века, когда братья Третьяковы основали галерею на собственном дворе, и музей отошел городу и его жителям (сначала вход в него был бесплатным).

третьяковская галлерея

Третьяковская галерея

Лаврушинский переулок, на котором стоит Третьяковка, неожиданно и, очевидно, специально замкнут особняком. В этом — настоящая архитекторская воля: кривой странный переулок вдруг кончается совершенно классическим портиком. Усадьба Демидовых, 80-е годы XVIII века, классицизм эпохи Екатерины II. Архитектор точно не известен, но, предположительно, это Матвей Казаков.  Отдельная подробность про решетку – Демидовы владеют заводами на Урале, решетка им ничего не стоит, ее отольют крепостные. И происходит удивительное столкновение эпох — Казаков делает особняк в стиле классицизма, а люди там, где-то на Урале, куда ехать месяца три, отливают решетку в уже отошедшем барокко.

усадьба за красивой решеткой

Усадьба Демидовых

На углу Лаврушинского — знаменитый Дом писателей, архитектор — Иван Николаев, 1936–1937 годы. Идея принадлежала Иосифу Сталина — собрать всех писателей в одном доме, чтобы они ходили друг к другу в гости, «подпитывались», может, доносы писали. Жилье выделяли сразу после строительства. Значительному писателю — квартиру побольше, написал две-три повести — получил совсем маленькую. Кстати, знаменитая сцена из «Мастера и Маргариты», когда Маргарита летает и бьет стекла, происходит над черным мраморным подъездом именно этого дома. Булгаков, который квартиру получил в Афанасьевском переулке, не то чтобы завидовал, но дом этот имел в виду и явно мстил собравшимся здесь людям.

дом писателей

Дом писателей

Внутри Дома писателей прячется XVII век — там остались палаты того времени. Сталинский архитектор их бережно обошел. Палат в столице сохранилось много, есть ощущение, что Древняя Русь до сих пор присутствует в городе. Это важно, потому что Москва началась не в 1700 году .

Почти напротив галереи — одна из московских новостроек. Ее рекламный слоган — «Элитный дом у cтен Третьяковки». Архитектура не заслуживает серьезного разбора. Квартиры дорогие.

новостройка

«Элитный дом у cтен Третьяковки»

Слева от новостройки — детский сад 1930-х годов. В саду нет детей, уже десять лет в здании живет один сторож. Похоже, ждут, что оно развалится. Тогда людям, купившим элитное жилье у стен Третьяковки, может быть, что-нибудь здесь построят. 

Наискосок от детского сада — желтый купеческий домик, 1824 год, послепожарный ампир. Скорее всего, какой-то купец нанял посредственного архитектора, тот съездил в магазин, а там в это время продавались ампирные детали, в итоге получилась такая постройка — древнегреческий храм в купеческом исполнении.

Напротив купеческого домика — Дом для вдов и сирот художников, 1905–1907 годы. Здесь жили вдовы и сироты бедных художников — по всей видимости, в обмен на картины.

дом вдов и сирот

«Дом для вдов и сирот художников»

Слева в конце Лаврушинского переулка стоял трехэтажный домик 1870-х годов. Его пытались спасти, однако здание снесли, теперь на его месте должны сделать новый корпус Третьяковки. Денег на это пока, похоже, нет. Многое зависит от того, какой высоты будет постройка. Скажем, четырехэтажное здание закроет вид на Москву по ту сторону реки, из-за него исчезнет ощущение вдруг раскрывающейся перспективы.

развалины

Место под новый корпус Третьяковки 

Есть подарки, вроде бронзового коня из «Служебного романа», которые никому не нужны. А есть подарки, которые и не очень хороши, но что-нибудь дельное из них выходит. Лаврушинский переулок опирается в водоотводный канал. Никакого моста здесь никогда не было. В самом начале 2000-х годов, при Лужкове, его построили — довольно страшненький получился мост, но он стал еще одной видовой точкой. С него можно еще раз понять, как устроено Замоскворечье. 

1-й Кадашевский переулок был слободским. Сюда селили формально свободных людей, которые не могли поменять место жительства и занятие. Кадаши сначала делали кадки, деревянные бочки. А потом занимались текстильным производством. В архитектуре мы не видим этих людей, зато видим их начальников. Домик XVIII века. Новое явление — люди стали ценить вид. Владелец этой постройки — какой-то богатый человек, у которого есть балкон с видом на Кремль.

Самая главная жемчужина слободы — церковь Воскресения в Кадашах, 1698 год. По храму, построенному на деньги купцов, видно, что крупное купечество поддерживало реформу Петра I. Эти люди наняли кого-то тех из архитекторов, которые только что сделали загородные резиденции дядей Петра. Судя по всему, купцы сказали им одну фразу — церковь не должна быть ярусной и центрической, как в загородных резиденциях, а декор должен быть таким же прекрасным. Получился пятиглавый традиционный храм. При этом надо отметить необыкновенное богатство белокаменного декора, удивительное сочетание скульптуры и архитектуры. Замоскворечье откликается этим храмом, прекрасно видным из Кремля, на реформу Петра и ощущение необыкновенного счастья, которое в конце XVII века испытывала часть общества.

церковь вознесения

Церковь Воскресения в Кадашах

Кадашевский тупик — поле совсем недавней битвы. В конце тупика есть ворота, которые ведут на довольно большую территорию, там располагается дом дьякона и еще несколько корпусов фабрики XVIII века. Все это находится под страшной угрозой, поскольку участок куплен под элитный жилой комплекс.

тупик

Кадашевский тупик

Кадашевские бани. Сейчас они не работают, здание отдали под муниципальное учреждение. Представление о том, для чего они нужны, потерялось, но для Замоскворечья без горячей воды они были вполне актуальны.

бани

Кадашевские бани


 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter