Кривоколенный переулок
«Географически Кривоколенный и Армянский переулки находятся к востоку от исторического центра города. В старинной Москве именно восточное направление считалось самым почетным — большинство царских усадеб лежало к востоку от Кремля: Преображенское, Коломенское, Измайлово — и дороги, которые туда вели, назывались царскими дорогами и фактически были главными улицами.
В XVIII–XIX веках престижным стало западное направление, а восточное стало рабочим. Главными трассами стали Маросейка и Покровка. Когда Петр перебрался в Преображенское, большую популярность приобрела Мясницкая улица — и дальше в сторону Преображенки. Соответственно, все главные вельможи старались поселиться где-нибудь на этих улицах — «на глазах у царей». Поэтому в этом районе сосредоточено огромное количество дворцов конца XVII — начала XVIII века. Так что этот квартал можно считать самым аристократическим кварталом Москвы. В самом начале XX века здесь появилось большое количество доходных домов — люди норовили тут поселиться, и, кстати, норовят до сих пор.
Кривоколенным переулок называется из-за того, что он два раза меняет свое направление под прямым углом. Когда-то переулок был прямым и доходил до Чистопрудного бульвара. Но по дороге возникла усадьба графа Меншикова, и переулок вынужден был «загнуться». А в XVIII веке тут стоял популярный питейный дом, который так и назывался — «Кривое колено».
На месте бизнес-центра по Кривоколенному, 16, до 1920–30-х годов стояла церковь диакона Евпола. Ее снесли, потому что тогдашним деловым людям очень мешали ступеньки от лестницы этой церкви, которые заставляли их тратить драгоценные секунды, чтобы обойти эту лестницу. Это не выдумки, это официальная причина, которая тогда фигурировала в печати.
Кривоколенный, 14, двор дома
Палаты во дворе дома №14 принадлежали коломенскому архиепископу. Характерные черты старины: не плоскостной фасад и ризалит по центру. Если приглядеться, то в местах, где отбита штукатурка, можно найти свидетельство того, что это — палаты как минимум XVIII века.
Дом Дмитрия Веневитинова
Дом №4 — самый известный памятник Кривоколенного переулка. Известный всем как дом поэта Дмитрия Веневитинова, который здесь родился и жил и который принимал здесь другого великого русского поэта — Александра Пушкина, читавшего в этом доме свою поэму «Борис Годунов» 25 сентября 1826 года, после возвращения из ссылки. Это проходило в главном зале дома Веневитиновых. И, как писал историк Михаил Погодин, ощущения от поэмы у всех присутствующих были такими: «Мы все просто обеспамятили, бросало кого в жар, кого в озноб, не было сил сдерживаться. Кто всплакнет, кто крикнет. О, какое удивительно то было утро. Излишне добавлять, что никто из нас не смог уснуть в ту ночь». Очень часто в этом доме собирались «любомудры» — любители философии — и жарко спорили о смысле жизни. Бывали здесь Одоевский и Киреевский.
Дом принадлежал семье Веневитиновых с 1803 года. Сам поэт прожил почти всю свою жизнь в этом доме, только последние два года провел в Петербурге (куда он двинулся, снедаемый страстью к княгине Волконской) и в этот дом уже не возвращался. Зато сюда вернулась Волконская, которая побродила по дому и помолилась здесь за своего любимого. Со стороны двора видно, что дом намного старше, чем кажется со стороны переулка, оттуда он выглядит как классический дом первой половины XIX века, а из двора заметны барочные палаты начала 60-х годов XVIII века. Когда дома «переодевали в модную одежду», то есть барокко сменялся, например, классицизмом, то барочный декор стесывали, заштукатуривали, и получался классический фасад. Дом, кстати, остался в том виде, в котором существовал в памяти нескольких поколений, — его не стали сильно реставрировать.
В советское время в этом доме были коммунальные квартиры, и он был связан с именем еще одного поэта — Александра Галича, который жил тут в детские и юношеские годы с 1928-го по 1934 год. Этот дом всегда числился памятником, и ему ничего не угрожало, кроме 1994 года, когда он оказался в списках домов к сносу. Но после дружного возмущения краеведами выяснилось, что это техническая ошибка, и дом вычеркнули из списков. После этого он простоял еще лет десять заброшенный, в нем жили бомжи. Дом разрушался, среди пустого зала стояла всего одна колонна. Удивительно, что сейчас этот дом арендуют и в нем располагаются какие-то однодневные фирмы.
Сохранившаяся башенка Златоустинского монастыря
Раньше в этом квартале, между Большим и Малым Златоустинским и Кривоколенным переулками, стоял огромный монастырский комплекс с пятью церквями, огромным собором и колокольней. Это был, выходивший парадными воротами на Мясницкую, Иоанно-Златоустинский мужской монастырь, известный с 1412 года. Сегодня от него осталась только башенка-ограда и здание кельи по Малому Златоустинскому. Это дело рук ОГПУ 30-х годов, которые снесли монастырь и построили на его месте жилые дома.
Армянское посольство
В доме №2 по Армянскому переулку расположены палаты Милославских. Это очень развитый комплекс палат XVII века, с декором в стиле нарышкинского барокко: с лучковыми разорванными фронтонами, которые тянутся и на заднем фоне палат. Этот дом вошел в состав владений армянских купцов Лазаревых в XVII веке. Теперь этот дом — армянское посольство, и чтобы войти в дом, надо договариваться с консульскими службами.
Дом №8 интересен тем, что по этому адресу в 1831-1840 гг. жила Екатерина Тютчева — мать известного поэта. В 1901 -1905 гг был построен нынешний дом, с красивыми украшениями над входом в виде лебедей и чугунных зонтиков — явными чертами модерна. Это как раз доходная, элитная Москва начала 20-х годов. Качество элитности подчеркивали телефоны в квартирах. Дом №10 — целая городская усадьба со старинными флигелями. Одно из правил поиска старины в Москве — поиск зданий, стоящих с отступом от красной линии и к тому же с облупленной штукатуркой. В данном случае, присмотревшись к такому дому, можно понять, что это строение XVIII века. Об этом говорит центральный парадный вестибюль и пилястры с каннелюрами. Присмотревшись к сбитой штукатурке на втором этаже, можно увидеть такие же арки с каннелюрами. Позднейшими владельцами палат были Голицыны. Когда мода поменялась — все эти следы XVII столетия были заделаны и до 1918 года не показывались. Историческая слава принадлежала двум флигелям — в одном из них жила жена московского генерал-губернатора времен Наполеона Евдокия Ростопчина. В другом флигеле располагалась типография, где работал в свое время Сергей Есенин.
Дом №12. Чтобы попасть внутрь, то, проходя здесь в будний день, надо сказать, что вы идете в рабочую столовую — тогда вас пустят посмотреть находящиеся в глубине роскошные палаты XVIII века, принадлежавшие семейству Вестовых. В последней трети XIX века здание принадлежало знаменитому аптекарю Ферейну, который снес большинство зданий, но палаты Вестовых оставил. Северная часть этого владения была в XVIII веке штаб-квартирой и последним прибежищем московских масонов. Внутри «квартира» была украшена разными масонскими надписями, и убрали их только в XVIII веке».