Джаз давно уже пережил рок-музыку и с сочувствием взирает на нее, как гуляющий по бульвару профессор смотрит на пепелище бомжей, по пьяни спаливших малину и в бессознательном виде загружаемых в скорую.
Даже если просто взглянуть на городскую афишу и немного знать музыку, то нынешней весной взгляд скорее задержится на именах Бобби МакФеррина или Хэрби Хэнкока, нежели на несчастном Кене Хенсли, выступающем в «Фабрике звезд» с внуком Пьехи, или «Ленинграде», поющем о «вуду пипл» в одном концерте с Веркой Сердючкой.
Так вот, о Хэнкоке. Уже в шестидесятые будучи звездой джаза, этот чудо-музыкант сумел показать, как можно играть очень современную музыку, оставаясь верным себе и не падая в щелку музыкального автомата мелкой разменной монетой. В музыкальных журналах последних десятилетий имя Хэнкока всегда печаталось крупными буквами, и неважно, была это эпоха фьюжн, хип-хопа или какого-нибудь там эйсид-джаза. А феномен в том, что не Хэрби идет за сезонными явлениями, а времена года подстраиваются под него, как майские холода дожидаются дня, когда черемуха зацветет небольшими, но прекрасными цветами.
И вот уже новая молодежь слушает его упругие фортепианные пассажи и смотрит, с какой электроникой сегодня работает старина Хэрби. Дискотеки восьмидесятых адаптируют его хит «Rock It», а в девяностые супермодная группа US3 делает шлягер из мелодии «Cantalupe Island» (звучала в конце 90-х из всех ларьков). Более фантастический случай можно вспомнить только в связи с именем Квинси Джонса, который аранжировал три самых коммерческих альбома Майкла Джексона, нисколько не уронив своей репутации блестящего джазмена. То же и с отечественными музыкантами. Имена Вячеслава Ганелина, Энвера Измайлова, Аркадия Шилклопера, Владимира Волкова и ныне воспринимаются не как призраки из прошлых времен, но именно как современные, интеллектуально-модные (не путать с попсовыми). А вот глядя на совместную фотографию Кинчева с Пугачевой, думаешь: мама, в какой век я попал?
К сожалению, в отличие от демократического Запада, в России пропасть между джазовым миром и попсовой тусовкой столь велика, что эти музыканты даже за рюмочкой вина вряд ли найдут о чем поговорить, кроме той же погоды и цветения черемухи. Так что вероятность увидеть, например, на фестивале в Архангельском замыленные телеэкраном лица равна нулю, и это большая радость. А вот именно вышеуказанные граждане-джазмены в компании с Гайворонским, Пономаревым, Владимиром Тарасовым и другими соберутся на фестиваль «Русский стиль. Усадьба. Джаз» как живая и звучащая энциклопедия современного российского суперджаза. Важно отметить те имена, которые считаются молодыми: Феликса Лахути, пианиста Антона Севидова, ансамбль Moscow Ragtime Band, певицу Тину Кузнецову, Наталью Княжинскую и проект «ДжОк» Одиссея Богусевича.
Даже если с цветением черемухи приходится одеваться потеплей – берегите ее. Это так красиво.
ПОСЛУШАТЬ ДЖАЗ
Архангельское 5-й км Ильинского ш., 248 91 71, 17.00, билеты – 400-1000 р.
Дом музыки на Красных Холмах Космодамианская наб., 52, стр. 8, м. «Павелецкая», 730 43 50, 730 10 11, 19.00, билеты – 2 000-8 000 р. на Кассандру Уилсон, 8 000 р. на Хэрби Хэнкока