Транспортная система в Нью-Йорке считается самой разветвленной в Штатах: ей пользуются миллионы жителей ежедневно. Тем не менее, переехав из одного мегаполиса в другой, я столкнулась с трудностями. Когда я ехала в Нью-Йорк, то думала, что все здесь должно быть прекрасно. Нам так упорно и планомерно рассказывали, что здесь все лучше, это центр мира, центр цивилизации. Дороги прямее, зубы белее, одежда качественнее, ну а машины — просто ах! И когда ты вдруг начинаешь испытывать в чем-то разочарование, то как-то неловко самому себе в этом признаться. Ведь в американских сериалах никто не предупреждает, что на тротуарах валяется мусор, а в метро очень душно — да и кто из героев сериалов на нем вообще ездит?
Такси
Выхожу из аэропорта, сажусь в знаменитое желтое такси — yellow cab — и уверенным голосом говорю: «353 Ocean Avenue, please. Brooklyn». И тут водитель не без гордости в голосе заявляет, что не уверен, как туда ехать. Бог с ней, с уверенностью, говорю, давайте будем ехать не очень уверенно, но по GPS. У вас ведь есть GPS? Вы же такси! Вы же людей из аэропорта забираете… Оказывается, такие чудеса техники до этой машины еще не добрались. К счастью, Ocean Avenue оказалась довольно большой улицей: пара вопросов прохожим — и мы едем в верном направлении. С какими теплыми чувствами в этот момент я вспоминала родное московское такси! Их СМС о задержке, синхронизированные с сервисом пробок навигаторы, да и просто водителей, которые знают, что сейчас на этом перекрестке камеры выключили, и можно развернуться. Зато — и это, видимо, от страны не зависит — я выслушала долгий рассказ о том, как мой водитель Хасан приехал в Нью-Йорк 15 лет назад, как учил английский и всего добился сам. Ну и хорошо, подумала я, мо-ло-дец! В общем, 50 минут, 70 долларов (из них 10 на чай) — и я в моем новом доме.
Желтое такси является одновременно предметом ненависти и любви ньюйоркцев. Здесь нельзя, как в Москве, поймать любую машину и договориться о поездке. Сервис желтых такси официальный и организован по определенным правилам. Чтобы поймать yellow cab, нужно привычным московским жестом вытянуть руку. Но если вы, как Холли Голайтли в «Завтраке у Тиффани», можете залихватски свистеть с двумя пальцами во рту — тоже сгодится.
Иногда таксистам совсем не хочется вести тебя в отдаленный район Бруклина или Квинса. Я с этим столкнулась, когда поздно вечером со своей одноклассницей ехала на день рождения. Однако пара слов о том, что запишешь номер машины и доложишь в управление, — и желание ехать у таксиста сразу появляется. Дело в том, что водители такси не имеют права отказать в поездке и всегда должны принимать как карточки, так и наличные. Начальная стоимость на счетчике — $2,5, за каждую милю — $2. Если едет несколько человек, то поездки на такси становятся выгодными.
Метро
На первое время я остановилась у знакомой. На следующий день после приезда под ее чутким руководством я поехала покорять Манхэттен на метро. На собственных машинах по Манхэттену почти никто не передвигается — дорого (в среднем стоимость парковки $40 в день) и неудобно.
В метро существует множество проездных на разное количество поездок, со всеми вариантами можно ознакомиться на сайте Управления транспорта Metropolitan Transportation Authority. Эта организация была основана в 1965 году Нельсоном Рокфеллером, 49-м губернатором Нью-Йорка, чтобы координировать развитие общественного транспорта, дорог, мостов и аэропортов. Сейчас на сайте всегда можно найти карту, последнюю информацию об изменениях маршрутов и стоимости проезда. Одна поездка на метро или автобусе стоит $2,5, можно приобретать карты на 7 или 30 дней, пополнять баланс или добавлять время. Похожая система оплаты общественного транспорта была недавно введена в Москве.
При входе на станцию Prospect Park в автомате я купила проездной на метро и автобус ($112 на месяц, неограниченное число поездок). Я, конечно, прекрасно представляла, что метро здесь не служит имперским целям, а необходимо исключительно для перевозки пассажиров из пункта А в пункт Б. И не стоило мне ожидать привычных и дорогих моему сердцу колонн, статуй, витражей и лепнины. Но все же я не смогла скрыть разочарования: грязно, полно крыс, очень душно на станциях. Зато кондиционер во всех вагонах.
Несмотря на то что я уже несколько недель живу в Нью-Йорке, я до сих пор не разобралась с навигацией и чувствую себя некомфортно. В Москве стандартизирована планировка метро: в центре — платформа, слева и справа — пути. Здесь на каждой станции все по-разному, и нужно каждый раз смотреть на указатели и спрашивать работников метрополитена — весьма отзывчивых, кстати. По одному и тому же пути может пролегать пять разных веток метро, могут ходить экспресс-поезда, которые останавливаются не на всех станциях, и местные, которые останавливаются везде. В выходные может быть одно расписание, а вечером в будни другое. И что самое печальное, можно ждать поезд 20 минут. Дома я всегда могла спланировать свою поездку и представить, сколько времени мне потребуется, чтобы доехать до конкретной станции. Здесь это невозможно. Здесь в метро существуют пробки: машинист объявляет: извините, мол, задерживаемся из-за траффика. А потом выясняется, что именно сегодня с 3 до 4 часов дня твоя станция не работает, и поэтому ты проезжаешь дальше. С другой стороны, теперь у меня выработались две стойкие привычки: проверять сайт метрополитена до выхода из дома, чтобы знать об изменениях в расписании, и выходить сильно заранее.
Зато как приятно было увидеть в метро музыкантов и танцоров! Вспомнился милый моему сердцу переход с «Охотного Ряда» на «Театральную.» Только здесь все поставлено на профессиональный уровень: все-таки Нью-Йорк — мировая столица творческой индустрии. Если гитарист, то с усилителем, если танцоры, то они устраивают шоу, и танцуют все люди вокруг, если певица, то с голосом Уитни Хьюстон. Особенно мне полюбились группки молодых ребят, которые заходят в поезд перед длинными перегонами, врубают магнитофон и устраивают танцы, висят на поручнях вверх ногами, держатся одними пальцами и веселят пассажиров.
Велосипед
Через некоторое время я решила попробовать еще один способ передвижения в Нью-Йорке — городские велосипеды CityBike. Эта система была введена совсем недавно — как и в Москве, в мае 2013 года — и уже сейчас включает в себя тысячи велосипедов и сотни парковок в нижнем Манхэттене и западных районах Бруклина и Квинса. Велосипед можно забрать и оставить на любой из парковок. Не уверенная в том, что буду частым пользователем этого сервиса, на парковке в автомате я купила проездной на 24 часа за $9,75 (плюс налог). Также можно приобрести его на неделю за $25 или на год за $95. Максимальная продолжительность одной поездки варьируется от 30 до 45 минут, так что кататься долго на нем не получится, но добраться до места назначения за это время вполне возможно.
Мне нужно было доехать от Центрального парка до Greenwich Village, где находится мой университет. Я нашла велосипедную станцию, оплатила карточкой проезд, взгромоздилась на симпатичный синий велосипед, положила сумку в корзинку и начала свой путь. Главным моим врагом на дороге стали те самые вездесущие желтые такси, которые могут резко затормозить, тебя не увидеть и в общем и целом считают свои долгом показать, что они являются единственным достойным транспортом в городе. Тем более что выделенные велосипедные дорожки здесь есть далеко не везде. Однако к концу дороги у меня уже выработалась жесткость в поведении и я начала чувствовать себя более уверенно. Дорога заняла 20 минут, я ехала под горку и, честно говоря, радовалась, что не толкаюсь внизу в метро, а кручу педали. Приехав к университету, я поставила велосипед на парковку. Уже отходя от нее, обернулась и увидела, как одна милая старушка его оплачивает и забирает. Вот такой «круговорот велосипедов».
В родной Москве велосипедное движение только набирает силу. Надеюсь, у нас будет все больше велодорожек, парковок и велосипедов. Опыт Нью-Йорка показывает, что этот сервис польуется огромной популярностью и помогает усовершенствовать транспортную инфраструктуру. Ну а в этом месяце одним городским велосипедистом здесь стало больше.