«Надо заставить сексуальных знаменитостей носить свитера — так свитера станут модными», — европейские экологи объясняют, почему температура в доме не выше 16 градусов: это полезно для здоровья и позволяет снизить выбросы CO2. Но еще доходчивее, чем экологи, полезность низкой температуры в доме объясняет British Gas, когда присылает счет за отопление.
В Лондоне ты не мерзнешь и не ждешь, когда во всем городе начнется отопительный сезон, каждый может открыть его, когда захочет, подкрутив верньер на своем термостате. Температура в большинстве английских гостиных такая, как октябрьской ночью в Москве на лестничной площадке любого дома — точно не выше 18 градусов. В туалетах и ванных батарей, как правило, нет — зимой температура в них не выше 10 градусов; в спальне тоже топить не будут — спят в пижаме под теплым одеялом. Всю ночь топить — дорого. На бойлере установлен циферблат, каждый час разбит на 4 деления по 15 минут. Ставишь будильник на 7 утра, а бойлер программируешь на 6.45, чтобы проснуться в тепле; в 8.30 уходишь на работу — бойлер запрограммирован на то, чтобы отключиться. Отопление — несколько часов в сутки, очень экономно. И невероятно экологично.
В английском фермерском доме XVI века нет печи, дом разделен на две комнаты. Первая — хлев без окон, там спят овцы — и с ними в обнимку на сенных матрасах семья фермера. В другой комнате — открытый очаг, на нем готовят еду. Очаг и овцы согревают; если за окном зимой 2 градуса, спать, конечно, холодно, но дома от холода не умрешь. В России зима другая и не топить нельзя. В Европе XIX и начала XX века топили дома только богатые люди, в России топили все — такова суровая необходимость. Но центральное отопление в квартирах — это не от холодного климата, а от советской власти. В Норвегии и Канаде не теплее, чем в России, но централизованного отопления нет.
Какой бы Россия ни была холодной страной, дома зимой можно ходить босиком, в футболке и шортах. На ваши слова, что вы из России, сто из ста европейцев вам ответят: «О! В России же так холодно!» Не потому, что не знают о том, что у нас есть еще Путин, водка и балалайка и для разнообразия можно было бы упомянуть хоть разок их, а не русский холод. Просто европейцы сразу прикидывают, сколько же это стоит — обогреть свой дом в минус двадцать, представляют, как вы ложитесь спать в шубе, прижимая к себе овцу, и начинают вас жалеть.
С центральным отоплением любые разговоры об экономии энергии и выбросах углекислого газа кажутся чем-то оторванным от реальности, вы же не можете регулировать температуру в квартире и сделать ее ниже, даже если захотите.
По нормативу в России в жилых помещениях воздух должен быть 19–23 градуса, в ванной комнате — 23–27 градусов.
Британские физиологи составили таблицу-инструкцию: выше 21 градуса — температура дискомфорта, выше 24 — температура, которая повышает риск сердечных приступов. Нижний порог комфорта — 18 градусов. От 16 до 18 — температура нормальная, риски невысоки, и такая температура держится в пяти миллионах домов.
Температура в комнате
24+ Риск сердечных приступов
21–24 Повышающийся дискомфорт
18–21 Комфортная температура
16–18 Небольшой дискомфорт и риск
12–16 Риск респираторных заболеваний
9–12 Риск сердечных приступов
Меньше 9 Риск гипотермии
Сразу представляется новорожденный младенец, которого привезли из роддома в комнату, температура которой 18 градусов. В России это непредставимо, несмотря на советы педиатров. В Европе это норма, на детях всегда меньше одежды, чем на взрослых, — чтобы были здоровыми.
И все-таки британское правительство готово добавить 25 фунтов в неделю в холодный сезон почти каждой семье, которая жалуется на то, что дома очень холодно. А компании, поставляющие электричество и газ (это конкурентный рынок, и можно выбрать, у кого покупать тепло, примерно так же, как вы выбираете, на какой заправке заправлять машину), дают список советов, как не замерзнуть зимой. И один из советов — завести котика. Потому что котик теплый и не потребляет электроэнергии. В моей комнате сейчас +17, и я бы не отказалась от пары котиков или одной овцы.
Английские товары для дома, которых в России нет из-за центрального отопления.