Китайцы то очень тихо переговариваются между собой, то вдруг неожиданно начинают хохотать во весь голос, отчего становится не по себе. Двое из них увлечены бросанием монетки в фарфоровую кружку, и оба постоянно промахиваются. Я хожу между рядами расписных двухметровых китайских ваз. Некоторые ценой до тысячи долларов, попроще – за двести. Фарфоровые чаши диаметром в метр, на ножке. «Неужели унитазы?» – подумалось мне. Общительная китаянка, знающая русский язык, объяснила, что эти чаши можно поставить в саду, выращивать в них цветы, запустить рыбок.
– Если хотите, вы даже можете устроить внутри фонтан!
Ваз так много, что на самые разные вкусы найдется что-то подходящее. Кроме обычных китайских мотивов – цветы, птицы, барышни в кимоно и с зонтами гуляют по облакам – есть и более интересные сюжеты: портреты Мао Цзэдуна и национальных генералов. Иероглифами изложены их биографии. Вазы с фотографиями обнаженных современных китаянок и бессмысленные фигурки: золотые козлы, медвежата с сердечком в лапах. Настольные ширмы из фарфоровых пластин с котятами или тиграми.
Пока китайцы заняты друг другом, русские продавщицы тихо советуют мне торговаться. Они явно на моей стороне, потому что все равно процентов не получают. Ведут меня в угол и показывают вазу из тонкого и легкого, как папье-маше, фарфора со стариком и гусем. Всего 470 р. Тут же подбегает бойкая китаянка и говорит, что на вазе написаны стихи, которые с детства известны каждому китайцу. «Поэт описывает гуся, его внешность и фигуру», – поясняет она.
– А что написано на вазе с голой девушкой? – интересуюсь.
– Поэт воспевает женщину, но не эту, а вообще. Она зачитывает стихи на китайском, потом переводит: «Женщина выглядит мягкой и прозрачной, как вода. Но на самом деле она твердая!»
Выставка изделий фарфорового искусства города Цзиндэчжэнь
ВВЦ, павильон «Космос» (№32), зал 16, до 30 мая