Крупные города планеты оказались сегодня перед очень сложным выбором. Если не расширять существующую дорожную сеть, то есть риск встать в одной огромной пробке. Но чем шире улицы, чем больше на них полос для движения автотранспорта, тем чаще случаются дорожно-транспортные происшествия и тем больше людей гибнет на дорогах.
В России эта проблема усугубляется местной спецификой — в нашей стране в ДТП гибнут не водители, как в большинстве развитых стран мира, а, в основном, пешеходы. По данным ГИБДД, в 2013 году в одной Москве произошло 11 с лишним тысяч ДТП. В них погиб 841 человек, ранения получили почти 13 тысяч.
Решение этой проблемы, возможно, нашли в США. 10 сентября Минтранс этой страны заявил о старте новой программы сокращения аварийности на дорогах. Кроме традиционных средств, вроде развития инфраструктуры, повышения культуры участников дорожного движения и прочего, Штатам предписана так называемая «дорожная диета».
Дороги с низкой и средней интенсивностью движения будут сужены, а часть дорожного полотна используют под велосипедные дорожки и пешеходные тротуары. Согласно различным исследованиям, «дорожная диета» сокращает количество ДТП на 29%. На сельских дорогах она особенно эффективна – количество ДТП сокращается на 47%. В мегаполисах ее эффективность ниже, но тоже весьма значительна: после запуска подобных программ количество аварий сокращается на 19%.
Возможно, «дорожная диета» может оказаться лекарством и для Москвы. В городе масса широких дорог. Водители часто передвигаются по ним слишком быстро, постоянно перестраиваясь из ряда в ряд и обгоняя по обочине. Эта варварская культура вождения и приводит к такому высокому числу аварий: за год в Москве в них гибнет больше людей, чем в крупных европейских странах.
Широкие дороги не только опасны, но и не нужны
Тема сокращения ширины дорожного полотна стала особенно популярной в последнее время. По заказу Министерства транспорта США, в 2013 году даже был подготовлен специальный доклад о «дорожных диетах». Идея проста: меньше места для автомобилей, меньше скорость, а значит меньше аварий. При этом движение на оставшихся полосах должно быть построено более продумано.
Фактически, эта концепция противоречит идее «автомобильных городов», которая раньше была очень популярной в США. Там строили многополосные дороги, рассчитанные на значительный рост числа автомобилей. Но это не помогло справиться с пробками, а лишь повысило аварийность. Именно по этому пути сейчас идет и Москва – широкие автотрассы становятся еще шире и мгновенно заполняются автомобилями.
Опыт штата Айова показал, насколько это неэффективно. После того, как дороги в одном из городов штата были расширены с двух полос до четырех, объем движения на них увеличился в четыре раза. Скорость движения выросла в 2,5 раза, а уровень ДТП – на 14%.
Умные решения для дорог
Основные принципы «дорожной диеты» изложены в докладе, который в 2001 году был подготовлен Департаментом транспорта Айовы.
В основу концепции заложено понятие «болевых точек». Это места на дороге, где чаще всего происходят аварии. Участникам дорожного движения сложно сориентироваться, как двигаться и кого пропускать. На дороге с четырьмя полосами таких точек намного больше, чем на дороге с тремя.
При этом многие четырехполосные дороги используются как дороги с тремя полосами, например, левый ряд используется для поворота, а правый – как место для парковки. Это означает, что при сокращении количества полос пропускная способность дорог снижается не сильно.
Таким образом, при сокращении количества полос с четырех до трех "болевых точек" становится меньше, кроме того, снижается скорость движения. Поток машин начинает двигаться более равномерно, аварийность падает, а вместе с ней и количество жертв.
Реальные примеры эффективности "дорожной диеты"
В исследовании Министерства транспорта приводится несколько реальных примеров применения "дорожной диеты"
Орландо, Edgewater Drive
После того, как дорога превратилась из четырехполосной в трехполосную, нагрузка на нее снизилась с 20,5 тысяч автомобилей в день до 18 тысяч. Затем она вновь выросла до 21 тысячи автомобилей. Но выросло и количество пешеходов выросло (на 23%), и велосипедов (на 30%).
Увеличилось количество парковочных мест на улице, а нагрузка на параллельные дороги не увеличилась.
Калифорния, Монтана, Минессота и Айова: 13 случаев «дорожных диет»
Пропускная способность дорог колебалась от 20 до 24 тысяч автомобилей в сутки. После сужения дорожного полотна резко снизилось количество аварий. На трех дорогах снизилась скорость движения.
Нью-Йорк
«Дорожная диета» оказалась эффективной даже для такого огромного города, как Нью-Йорк. Ее использовали на 460 участках. Количество аварий на них сократилось на 67%, а на близлежащих улица – на 13%. Также снизилось количество аварий с участием пешеходов и велосипедистов.