Накануне Дня исторического и культурного наследия, который отмечается 18 апреля, правительство Москвы внесло в единый государственный реестр объектов культурного наследия пять городских исторических зданий. Кроме того, состав Комиссии по градостроительной деятельности пополнился новыми участниками. Теперь в нее входят архитектор, профессор МАРХИ Евгений Асс, первый заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Бунтман и доктор искусствоведения, заместитель генерального директора музеев Московского Кремля Андрей Баталов.
Официальный статус памятников истории и культуры был присвоен сегодня следующим объектам:
Доходный дом купца В.Е. Быкова
архитектор Л.Н. Кекушев
____
Время постройки: 1909 г.
Адрес: 2-я Брестская, 19/18, стр. 1
Здание Московской ремесленной управы —
палаты И.Н. Хованского и дом Шереметевых, известный как «Расстрельный дом»
архитектор Шейасов, 1866 г., архитектор В.Е. Сретенский, 1895 г.
____
Время постройки: 2-я половина XVII в. и 1790-е гг.
Адрес: Никольская, 23, стр. 1, стр. 2
«Пассаж К.С. Попова — Джамгаровых»
архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон
____
Время постройки: 1873 г.
Адрес: Кузнецкий Мост, 12/3, стр. 1
Центральный аэрогидродинамический институт, известный как «Дом-самолет»
архитекторы В.А. Кузнецов, В.Я. Мовчан, И.С. Николаев, А.С. Фисенко: мастерские, 1926–1929 гг., 1930-е гг., 1950-е гг., архитектор А.В. Кузнецов 1950-е гг.
____
Время постройки: 1925 г. — 1930‑е гг.
Адрес: Радио, 17, корп. 6
Главный павильон постоянной Всесоюзной cтроительной выставки
архитектор С.В. Лященко
____
Время постройки: 1933–1934 гг.,
Адрес: 1-я Фрунзенская, 3а, стр. 1
Кроме того, были утверждены границы территорий указанных объектов и режимы использования земельных участков, расположенных в их границах.
Напомним, что 27 марта в список культурного наследия были внесены «Дом с кариатидами», «Палаты Гурьевых» и еще 13 исторических зданий Москвы.
Николай Переслегин
____
советник руководителя департамента культурного наследия г. Москвы
«Несомненно, за этим значимым событием стоит колоссальная работа, проделанная Мосгорнаследием. В кратчайшие сроки были предприняты меры по постановке этих зданий под государственную охрану, что фактически означает, что они спасены. Не менее важным является расширение состава основного органа правительства Москвы, принимающего такие решения, известными и значимыми люди, которые обладают безупречной репутацией и доверием горожан. Такие результаты позволяют констатировать, что, несмотря на все сложности и угрозы, через которые пришлось пройти на пути к достижению абсолютной прозрачности решений Комиссии по градостроительной деятельности, мы достигли своей цели».
Сергей Бунтман
____
первый заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»
новый член Комиссии по градостроительной деятельности
«Когда Александр Кибовский был назначен на пост руководителя нового департамента культурного наследия Москвы, он приходил к нам в эфир, и мне показалось очень интересным, что они делают. Мне показалось, что ситуация наконец входит в нормальное, разумное русло. У них очень тяжелая задача: с одной стороны, надо сохранять центр, а с другой — превращать город в живой. Мы с Кибовским об этом говорили, и вдруг прямо в прямом эфире он мне говорит: «А вы, чем говорить, лучше войдите в нашу комиссию». Я в шутку отвечаю: «Ну я же все разболтаю, всем все расскажу, буду говорить все, что думаю», а он отвечает: «А это как раз и нужно, чтобы вы все разболтали».
Я постараюсь сделать что-то полезное. Мне нравятся постановления, которые принимает Москомнаследие, например закон об аренде памятников за рубль для добросовестных арендаторов — это очень интересное начинание. Конечно, я не собираюсь поддерживать все решения департамента, но я не могу поддержать и многое из того, что говорят ребята, которые благородно защищают Москву, — на мой взгляд, они тоже не всегда бывают правы. Например, мне кажется очень спорной ситуация с «Геликон-оперой». Другой пример — стадион «Динамо». Восстановить исторический стадион, вмещающий 54 000 человек, невозможно. Мне кажется, что последний проект сохраняет все, что возможно, — больше, например удалось сохранить на стадионе Уэмбли или на стадионе «Олд Траффорд». Тут надо всегда искать какое-то решение, которое бы сохраняло то, что можно и должно сохранять, но и позволяло зданию функционировать. Кроме того, мне не всегда понятно, что именно из многих этапов развития здания мы реставрируем. Например, церковь Мученика Трифона у 3-й Мещанской — там была снесена огромнейшая церковь, построенная в XIX в., чтобы открыть первоначальный храм. Оно очень хорошо, но тут тоже всегда нужно думать о том, что мы теряем, и соблюдать баланс. А, скажем, за «Детский мир» там идет невероятная борьба, и если мне удастся в этой комиссии принять в ней участие, то я это обязательно сделаю.
Я в Москве родился, я очень люблю Москву. Мне хочется, чтобы это был компактный, исторический, настоящий город. И, думаю, в этой комиссии я могу быть полезен».
Евгений Асс
___
архитектор, профессор МАРХИ
новый член Комиссии по градостроительной деятельности
«Это для меня неожиданная новость — и большая честь для меня. Думаю, я смогу усилить архитектурную составляющую этой комиссии, участвуя в ней от лица беспокойных архитекторов. В этом новом составе, под руководством Кибовского и с участием симпатичной молодежи, эта комиссия может оказаться спасительной для той гибельной ситуации, в которой сегодня оказалось московское культурное наследие».