Атлас
Войти  

Также по теме

Доходный дом Бориса Шнауберта

32 кувшинки, немецкие погромы, тяжба с соседней церковью, репетиции оркестра и семья домовладельца в доме №3 в Хохловском переулке

  • 7351

Четырехэтажный доходный дом, находящийся позади церкви Святого князя Владимира в Старых Садех, был построен в 1900-е годы архитектором Борисом Шнаубертом. Это одно из самых высоких зданий Хохловского переулка, и примечательно оно тем, что выполнено в очень сдержанной стилистике модерна, редкой для района Ивановской горки, богатого допетровскими церквями, палатами и двухэтажными эклектичными домами. Из декоративных элементов можно выделить только аккуратный эркер и хорошо сохранившееся в подъезде над дверью керамическое панно с 32 кувшинками.


Эркер


Строительство доходного дома

В 1903 году проводятся основные работы по строительству доходного дома, в который архитектор Борис Шнауберт включил жилой дом конца XVIII века и хозяйственные постройки 1820-х годов. В нижем этаже здания до сих пор сохранились каменные палаты со сводами 1757 года. В 1910 году Шнауберты провели небольшую реконструкцию и увеличили размеры здания. Священник соседней церкви Владимира в Старых Садех был недоволен новым строительством на незаконно близком от храма расстоянии, и в 1912–1916 годах шла судебная тяжба между церковью и домовладельцем, так и ничем и не закончившаяся.


Керамическое панно с кувшинками


Личный врач генерал-губернатора Москвы Федора Ростопчина Карл Шнауберт

Территория между Колпачным и Малым Ивановским переулками принадлежала немецкой семье Шнаубертов еще с начала XIX века. Карл Шнауберт был личным врачом семьи Федора Ростопчина, генерал-губернатора Москвы во время наполеоновского нашествия, а затем и Александра Тормасова, генерал-губернатора Москвы с 1814 по 1819 год. В 1819 году Карл Шнауберт вместе с другими местными жителями обратился в Московское духовное управление с прошением об определении к отремонтированной после пожара церкви Владимира в Старых Садех священника с причетниками. В плане 1833 года на месте нынешнего доходного дома стояло двухэтажное здание, принадлежавшее Шнаубертам.


Борис Шнауберт

Борис Николаевич Шнауберт. Москва, 1910 год


Семья Бориса Шнауберта до революции

В 1880-е годы владение у церкви в Хохловском переулке делили между собой братья — доктор Владимир и архитектор Борис Шнауберты. Владимир Шнауберт работал главным врачом Старо-Екатерининской городской больницы (сейчас МОНИКИ), был известным клиницистом, разработавшим научный метод борьбы с туберкулезом, автором монографии «Легочная чахотка в Москве» и лечащим врачом матери Константина Станиславского. Главной работой Бориса Шнауберта считается строительство неорусского доходного дома Перцовой на Пречистенской набережной в соавторстве с Николаем Жуковым. Борис Шнауберт числился почетным мировым судьей и входил в Хитровское городское попечительство о бедных, находившееся в Петропавловском переулке в доме Лалаевых. Хозяйская квартира Шнаубертов занимала практически весь первый этаж дома. Во дворе в застекленной пристройке располагалась приемная архитектора. В 1905 году Борис передал доходный дом в Хохловском своей жене Марии Николаевне Шнауберт (урожденной Матиссон).


Мария Николаевна Шнауберт, урожденная Матиссон

Мария Николаевна Шнауберт, урожденная Матиссон


В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны по Москве прошли немецкие погромы, в ходе которых пострадало 475 торговых предприятий, 207 квартир и домов, 113 германских и австрийских и 489 русских подданных (с иностранными или похожими на иностранные фамилиями). Пока родители — Борис и Мария — были на даче в Болшеве, в подъезд дома в Хохловском вломились погромщики. Дома тогда были няня с детьми Шнаубертов — Николаем, Еленой и Ириной. Путь в квартиру им преградила няня, которая, по рассказам потомков, вышла с иконой и прокричала: «Куда, вы, ироды, пришли? Здесь живут православные!»


Елена, Ирина и Николай Шнауберты. Москва, 1910 год

Елена, Ирина и Николай Шнауберты. Москва, 1910 год


Дочь Бориса и Марии — Елена Шнауберт (родилась в 1900 году) — вышла замуж за московского немца Германа Калиша, впоследствии известного ученого в области двигателестроения. Его отец Георгий Калиш проживал на Новой Басманной, 22, и занимался обработкой и продажей мрамора и гранита. Молодожены действительно были православными и в 1920-е годы венчались в одной из церквей Покровки. Старая ссора между Борисом Шнаубертом и священником церкви Владимира в Старых Садех не была забыта, поэтому венчание в соседнем храме оказалось невозможным.


Елена Борисовна Шнауберт и Герман Георгиевич Калиш в Хохловском переулке. 1950-е годы

Елена Борисовна Шнауберт и Герман Георгиевич Калиш в Хохловском переулке. 1950-е годы


Семья Шнаубертов после революции

После 1917 года Елена Шнауберт осталась жить вместе с братом Николаем в уплотненной коммуналке, переделанной из бывшей хозяйской квартиры на первом этаже. Каждый четверг семья Шнаубертов-Калишей устраивала музыкальные вечера, на которых гости и хозяева играли на виолончели, альте, рояле и скрипке. Герман Калиш был первой скрипкой в симфоническом оркестре Дома ученых, и нередко репетиции солистов проводились в Хохловском переулке.

Николай Шнауберт женился на Лидии Янчевской — известном в Москве сурдопедагоге. Она занималась с глухонемой дочерью советского актера Бориса Захавы, сыгравшего Кутузова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука.


Репетиция в доме в Хохловском переулке. Начало 1960-х годов

Репетиция в доме в Хохловском переулке. Справа играет на скрипке Герман Калиш, в центре стоит его внук Александр Калиш. Начало 1960-х годов


Наталья Цицина

_____

художник-реставратор, внучка архитектора Бориса Шнауберта (родилась в 1925 году)

«Моя бабушка Мария Николаевна (жена архитектора Бориса Шнауберта. — БГ) умерла в 1915 году. А дедушка умер прямо на пороге революции в 1917 году. Остались только дети (Елена, Николай и Ирина, мать Натальи Цициной. — БГ) и няня. Тете было 17 лет, дяде 16, а маме — 15. Из 16 комнат Елене Борисовне оставили только одну, и еще одну комнату рядом отдали Николаю Борисовичу. Раньше там была уборная моей бабушки с изумительным умывальником. А сейчас там находится кухня, так как вода уже проведена.

Мой отец Константин Бункин, инженер, преподаватель Бауманского университета, был лучшим другом мужа Елены Борисовны Шнауберт. Мы одно время жили недалеко от Земляного Вала и часто ходили в гости до Покровских Ворот пешком. Мой дядя прекрасно играл на фортепиано и на скрипке, папа играл на альте; они приглашали своих друзей и устраивали каждый четверг квартеты. На праздники в большой комнате раздвигался стол, за которой могли сесть 20 человек. Там же стоял блютнеровский рояль.

Они понимали, в какое время живут, и не говорили о дореволюционной жизни. У меня создалось такое впечатление, что они просто радовались, что выжили».


Рынок выходного дня на ул. Забелина


Магазин

В сентябре 2011 года трое друзей — Юля Панина, Дмитрий Лазарев и Софья Анохина — открыли в доме, в одном из помещений бывшей прачечной, шоу-рум с итальянской одеждой под названием By Chance.


Дмитрий Лазарев

_____

владелец

«Помещение нам нашел наш любимый риелтор. Было несколько вариантов, но мы остановились на этом. Во-первых, аренда приятная и парковка почти всегда свободная, хоть и небольшая. Во-вторых, район мы этот любим. Работаем с 12.00 до 24.00. Цены у нас доступные».

















Шоу-рум By Chance

Тел.: (926) 424 97 51


Автор выражает благодарность cпециализированной историко-архитектурной мастерской №17 «Моспроекта-2» им. М.В.Посохина

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter