Атлас
Войти  

Также по теме

Дизайн


  • 3136


На матрицах девять групп разных цветов. У каждой свой набор элементов, обозначающих разные составляющие общественного пространства

Ежи Станкевич, студент «Стрелки»: «На первой картинке — Манежная площадь в ее первоначальном варианте, в 1938 году.

В то время это было совершенно плоское пространство в окружении нескольких улиц. На площади находилась стоянка для служеб­ного транспорта и туристических автобусов, а также заправка для кремлевских автомо­билей. Эти объекты занимают пятую часть Манежной. Остальное пространство покры­то асфальтом, вокруг стоят фонари. Такая пустынность легко объяснима идеологически: это место парадов и советских демонстраций. Кроме того, предполагалось, что площадь станет частью главной городской магистрали — проспекта Ильича. В советское время площадь использовалась либо в качестве стоянки, либо для демонстраций, и с точки зрения дизайна она вполне отвечала нужным требованиям. Главный минус — это то, что на площадь было невозможно попасть, ведь не было переходов. Впрочем, и идти сюда без транспарантов смысла особого не имело.


Голубой — доступность, синий — фонтаны, каналы и т.д., зеленый — газон, серый — технические объекты, фиолетовый — блокирующие элементы, желтый и красный — услуги, оранжевый — навигация

В 1990 году площадь было решено перестроить — чтобы прекратить массовые де­монстрации (ровно по тому же сценарию совсем недавно развивались события на Три­умфальной). Был объявлен закрытый платный конкурс, в котором участвовало двенадцать проектов. Победил Борис Улькин, бывший главный архитектор Бухары. Его проект представил сам Борис Ельцин. Он же называл Улькина гениальным архитектором. Предполагалось, что под площадью появится подзем­ный город с магазинами и галереями, однако сверху это не будет заметно: Манежная останется плоской. Улькин предложил убрать дороги, разделяющие площадь и Александровский сад, а также проезды, пролегающие между Манежной, гостиницей «Москва» и Манежем. В его проекте площадь становилась общественным пространством с уличными кафе, выставленными на улице столиками, зонтами от солнца и множеством скамеек. Это полностью пешеходная зона. На границе между площадью и Александровским садом, где раньше текла Неглинка, архитектор предложил сделать ущелье, вывести реку из-под земли и перекинуть сверху несколько пешеходных мостиков. С точки зрения дизайна только в проекте Улькина Манежная выглядела действительно как площадь для людей — с кафе, лавочками и зеленью. Перепад уровней в его проекте минимален, площадь грамотно спроектирована и по своим функциям не конкурирует с Александровским садом. А торговля и прочий сервис ушли под землю.


Фото Манежной площади в 1930-е годы


Матрица №1. Манежная площадь в 1938 году Проект Л.Кагановича


Проект Бориса Улькина 1990 года


Матрица №2. Манежная площадь по проекту Улькина


Проект Бориса Улькина 1990 года


Матрица №2. Манежная площадь по проекту Улькина

Однако проект лег под сукно. Его передали на переработку английской фирме Bovis International Ltd. В итоге генеральным проектировщиком стал Моспроект-2 во главе с Михаилом Посохиным-младшим. Хотя это и называлось редакцией проекта Бориса Улькина, в реальности к его проекту новая площадь не имеет никакого отношения. Поделенное на множество фрагментов пространство теперь разбито на несколько уровней. Зелень присутствует лишь формально: это несколько островков газона, огражденных бордюрами. Разные зоны соединены лестницами и балюстрадами, разница между которыми достигает двух метров. Для пешеходов переход из одной зоны в другую не только сложен, но местами невозможен. Другая проблема — пешеходные дорожки слишком запутаны и никуда не ведут. В зоне со стороны Манежа — множество технических объектов. Например, огромные вентиляционные шахты, которые находятся прямо под скамейками. В новом варианте Манежная стала слишком эклектичной: появилось огромное количество фонтанов, каналов и скульптур авторства Зу­раба Церетели. Одним словом, в своем современном виде Манежная площадь сделана не для людей. Там нечего делать инвалидам — попасть им туда практически невозможно. И это уже не ме­сто демонстраций: здесь вряд ли соберутся полмиллиона человек, как это было в советское время. Единственный плюс — Манежная площадь находится в центре города, рядом с метро и Кремлем. Но, если перенести это пространство в Химки, можно с уверенностью сказать: такая площадь будет вечно пустовать.

Тот вариант Манежной площади, который мы видим сегодня, — самый чудной вариант дизайна в истории этого места».


ЕЖИ?СТАНКЕВИЧ
студент «Стрелки»

«Мне интересно, как дизайн влияет на общественное пространство. Я выявил основные элементы, которые формируют такие зоны, изучил их взаимосвязь и создал «портреты» нескольких мест в Москве».

115

площадей в Москве.

Выражаем благодарность МУАРу, лично Ирине Коробьиной и Павлу Кузнецову за предоставление оригинального плана проекта Манежной площади архитектора Бориса Улькина.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter