«Толь, слышал, оказывается, твоя теплица из форточек — произведение искусства. Сноси быстрее, пока государство под охрану не взяло», — кричит соседу дачница Петрова.
После того как весной этого года итальянский журнал о дизайне и архитектуре Domus опубликовал репортаж о подмосковном садовом товариществе «Березка-6», местные садоводы стали объектом внимания журналистов. «Вчера вот НТВ приезжало, а сегодня должны из «Москвы-24» приехать», — говорит дачница, недоумевая, с чего такое внимание обрушилось на их обычный поселок.
Когда в 1989 году работники столичного 1-го автобусного парка наконец получили землю под садовые участки, они стали думать, как дешевле будет их обустроить, и не догадывались, что их лачуги, сделанные из старых автобусов, могут вызвать какие-то еще эмоции, кроме насмешек. «Мы почти 20 лет ждали этой земли, пришлось даже отдать несколько участков работникам райисполкома, чтобы у них была заинтересованность, — вспоминает Валентина Токарева. — Мы ожидали, что нам дадут землю, поэтому копили деньги на строительство, и, когда нам выдали по 6 соток земли, у нас были деньги, но началась эпоха дефицита и купить стройматериалы стало невозможно».
В конце 1980-х годов основным транспортом московских автобусных парков были венгерские автобусы «Икарус-280», две части которого соединены переходом. В народе эта модель получила прозвище «колбаса» из-за непривычной длины или «гармошка» — из-за соединительного перехода, который напоминает растягивающиеся меха гармони. Именно в этой гармошке был главный недостаток икарусов. После 8–10 лет езды по разбитым дорогам она изнашивалась, рвалась, и машину приходилось отдавать в капремонт, где у нее отрезали заднюю часть, и машина превращалась в небольшой двухдверный автобус. Заднюю часть корпуса, которую работники автобусного парка называют «хвост», обычно сдавали в металлолом. В последние годы перестройки пункты приема металлолома стали закрываться, а территории московских автобусных парков — захламляться отрубленными хвостами икарусов.
Семья механика Токарева вместе с другими работниками автобусного парка №1 получила шесть соток в «Березке-6».
«Отец у нас был специалистом высочайшего класса, он постоянно что-то придумывал. У него почти чемодан свидетельств об изобретениях, многие из которых были внедрены по всей системе Мосгортранса. Получив садовый участок, он, как и все, пытался найти стройматериалы», — вспоминает его жена Валентина Токарева.
Однажды, проходя мимо списанных хвостов старых «икарусов», ему пришла в голову идея приспособить их под жилье. Идея понравилась директору автобусного парка: и территория освобождалась от хлама, и работники получали дачные домики. Семья Токаревых приобрела свой хвост за 2 рубля 89 копеек — по цене металлолома. Таким же способом обустроить свои фазенды решили еще около 40 работников автобусного парка. Под эгидой субботника по очистке территории руководство выделило тягачи, которые перевезли списанные хвосты на дачные участки работников.
Первый год «Березка-6» выглядела сюрреалистично. Раньше на земле, выделенной под дачи, стоял лес, который потом срубили, оставив огромное поле с торчащими пнями. Когда привезли автобусы, несколько лет эти 40 хвостов были разбросаны между пнями. Со временем началось благоустройство: пни выкорчевали, автобусы накрыли рубероидом, внутри утеплили стекловатой, со стен открутили старые билетные компостеры, на окна повесили шторки, провели электричество и воду. Самые отчаянные садоводы даже ставили внутрь автобусов печки-буржуйки.
«Жили мы здесь с мая до поздней осени, а те, у кого была буржуйка, оставались даже до морозов», — вспоминает Татьяна Петрова.
В интерьере тоже часто встречаются детали списанных автобусов. Раздвигаешь створки двери-гармошки, поднимаешься по привычным ступенькам, а внутри — газовая плита, холодильник, вокруг стола скамейки из старых «скотовозов» ЛиАЗ-677. Из окон автобусов получались хорошие теплицы. «Все равно добро пропадало», — говорит один из рачительных дачников.
«Но время идет, и жить становится все лучше и лучше. Садовый участок — это не место для выращивания заготовок на черный день — капуста уже не нужна, а нужны лужайки, чтобы дети играли, — рассуждает сын Валентины Токаревой. — Почти все построили себе нормальные дома, а хвосты используют как сараи или вообще распилили. Вон соседи недавно разобрали теплицу из форточек и справили новую — из алюминия с поликарбонатом. Это вам не гнилой «икарус», такая 100 лет простоит».
Дети водителей и механиков автобусного парка, выросшие в автобусных хвостах, теперь относятся к этому философски. «Все вроде было общее, народное, а в магазинах ничего не было, вот и тащили люди с работы завалявшиеся вещи — авось в хозяйстве пригодятся. Вон в соседнем садовом товариществе, принадлежавшем какому-то заводу, работавшему на космос, у всех самодельные лопаты из титановых сплавов, которые использовались при обшивке космического корабля «Буран». Думаю, если все тамошние дачники соберут все по сусекам, ракету вполне смогут построить».
В интернет-блоге «Маргинальная архитектура» энтузиасты за несколько лет обнаружили несколько сотен объектов, в которых использовались бывшие в употреблении вещи. Один из петербургских ЖЭКов построил у себя во дворе склад, стены которого сделаны из дверей лифта, в доме отдыха Бурятской сельхозакадемии стоят беседки, сделанные из деталей комбайнов и сеялок, на острове Шпицберген шахтеры построили целый дом из стеклянных пивных бутылок, а жители сел Новосибирской области часто делают уличные туалеты из обтекателей разгонных блоков космических ракет, падающих на землю после их взлета с Байконура. Одним из самых популярных объектов вторичного использования стали железнодорожные вагоны, у которых снимают колеса и чаще всего превращают в магазины или церкви. Такие православные храмы можно до сих пор встретить даже на улицах крупных городов вроде Нижнего Новгорода и Могилева.
«Как-то так получилось, что в России народное зодчество существовало до 1917 года, а потом вдруг исчезло. Старое, дореволюционное — оно изучается, исследуется, обмеряется, паспортизируется, ставится на госохрану. А современное — вроде его и не существует… Да нет, существует: достаточно зайти в любой дачный кооператив», — считает создатель блога, архитектор Александр Ложикин.
Этой весной жизнь в «Березке-6» переменилась: сначала поселок начали атаковать журналисты, потом стали приезжать обычные люди, которые осматривали оставшиеся автобусы, восторженно восклицали и жали руки владельцам участков, хваля их прекрасный вкус, любовь к винтажу и называя их дома, где они всю жизнь варили варенье и нянчили внуков, современным искусством. Теперь дачники спешно распиливают арт-объекты — на металлолом.
Получается, распространившаяся в интернете информация о постсоветской архитектуре в поселке «Березка-6» странным образом погубила саму эту архитектуру, но с другой — ржавые автобусы, простоявшие 20 лет на улице, как жестяная банка из-под кофе, в которой хранятся гвозди, — и вправду то еще искусство и бытовой рай.