Атлас
Войти  

Также по теме

«Давайте не дадим срубить нашу красавицу!»

Считать раны на теле Москвы – дело привычное, как бы цинично это не звучало. Каждый год список потерь только растет. Худо-бедно, но после значительных утрат большинство горожан научились ценить всё «старенькое» вплоть до классицизма и модерна. Если есть портик и колонны, значит, нужно сохранять. Всё, что находится за пределами парадного фасада, зачищается и заливается бетоном. Варварски, ужасно, но парадная линия улицы в глазах простого обывателя продолжает оставаться незыблемой. 

  • 5358
Шуховская башня

Авангард и конструктивизм наравне с памятниками инженерного искусства пока не имеют общепризнанной ценности в народных глазах. На клубы, гаражи, хлебозаводы, дома-коммуны и фабрики-кухни двадцатых большинству горожан, скажем честно, глубоко наплевать. Градозащитным сообществом в меру сил проводятся просветительские мероприятия, но фронт работ пока еще огромный. Есть серьезные вопросы к «реставрации» дома Наркомфина. 

Все вопросы становятся несущественными после грозы, пронесшейся над Шуховской башней. Непонятная ситуация, когда памятнику грозит демонтаж и сборка на новом месте, в последние три месяца заставила неравнодушных мобилизовать все силы. Леонид Парфенов позировал с плакатом «Шуховская башня круче Эйфелевой».  Движением «Просветитьки» был организован конкурс «Селфи за Шухова». Победители получили 10 банок сгущенки и ведро соленых огурцов. Ирония иронией, но угроза для башни отнюдь нешуточная. 

29 мая на площади Краснопресненской заставы состоялся митинг в защиту главного творения Владимира Шухова. Организаторами выступили активисты «Архнадзора». Изначально протестное мероприятие согласовывали на 500 участников, но пасмурная погода ограничила число собравшихся двумя-тремя сотнями. В толпе мелькали плакаты «Не дадим демонтировать подлинник и заменить новоделом», «Убийство башни Шухова. Что бы сказал Париж?», «Руки прочь от символа отечественного телевидения». Молодая аудитория явно преобладала.

Ведущий мероприятия Петр Мирошник объяснил, что активисты не собираются предпринимать каких-либо радикальных мер. Наоборот, они предлагают во всем следовать духу и букве федерального закона «Об объектах культурного наследия». По словам Мирошника, необходимо повысить статус башни с памятника регионального наследия до федерального и разработать проект научной реставрации без демонтажа и последующей сборки. Сейчас символ отечественной инженерной мысли окружен двумя заборами и колючей проволокой. Башня уже не используется по прямому назначению, поэтому ее можно свободно передать в ведение Москвы или Министерства культуры.

Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин отметил, что проект реставрации башни был создан еще в 2010 году, но из-за бюрократических проволочек его положили в дальний ящик. На днях по поводу телебашни отправили письмо Дмитрию Медведеву. «На проектирование и реконструкцию памятника было выделено 135 млн. рублей. Однако до сих пор не проведено никаких работ по сохранению башни – вместо этого разработан план её демонтажа. Создаётся впечатление, что балансодержатель стремится уйти от ответственности за сохранение уникального объекта», – говорится в послании. Рустам Рахматуллин озвучил витающую в воздухе идею о превращении Шуховской башни в филиал Политехнического музея.

Историк архитектуры Наталья Душкина говорила остро и без двусмысленностей: «Мы защищаем мощь русской мысли и русского духа. Это острое, знаковое сооружение». Она напомнила, что наследие двадцатых годов в Москве практически не охраняется.  Участницы инициативной группы «Шаболовка» рассказали об уникальной концентрации памятников авангарда в районе башни, а средства на экспертизу предложили собирать с помощью краудфандинга. Полный объем реставрационных работ никакие добровольные пожертвования, понятное дело, не окупят. По словам неравнодушных горожан из «Шаболовки», жителей района пугают возможностью падения постепенно ржавеющей башни, но шуховская конструкция из конических гиперболоидов физически не может упасть на бок. В качестве медийного лица на митинге выступила Татьяна Лазарева, посетовавшая, что у граждан остается все меньше инструментов влияния на происходящее в городе и стране. 

Пока ситуация с телебашней остается тревожной и пугающей. Москвичи читают газеты и потихоньку учатся восторгаться ажурным пляшущим металлом Владимира Шухова. Шухов делал перекрытия ГУМа, Петровского пассажа, Пушкинского музея, Киевского вокзала, Главпочтамта на Мясницкой, Бахметьевского гаража. В частом упоминании шуховских новаций нет ни капли квасного патриотизма: российским инженером открыто восхищается Норман Фостер, а гиперболоидные башни по типу московской возвышаются в Гуанчжоу и Сиднее. Еще Владимир Григорьевич, на минуточку, является отцом нынешнего хрупкого экономического благополучия и пресловутой «стабильности» вообще: в 1878 году Шухов построил первый в России нефтепровод в районе Баку. Будет горько и печально, если всероссийская известность придет к Шухову через утрату его главного труда – башни на Шаболовке.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter