Фотографии: Наталья Гафина
Квартира 1
Раньше был инженером риелтор Андрей, а потом стал водить по квартирам. Думаю, было именно так. Он действительно выглядел как институтский технарь-интеллигент, чем очень к себе располагал.
— Вы в курсе, что это за дом? — спросил меня Андрей возле лифта.
— Разумеется. Дом Нирнзее, первый московский небоскреб образца 1913 года, так называемый Дом для холостяков. Историческое, можно сказать, легендарное сооружение.
— Поэтому и квартира, которую я вам покажу… — Андрей задумался. — Она не совсем обычная.
— Не знаю насчет ее необычности, но она на 9-м этаже. Я так понял, что в доме Нирнзее чем выше этаж, тем дороже. Я смотрю еще три квартиры сегодня, и ваша — самая дешевая из моего списка, всего-то 250 тысяч. Там что, кого-то удавили?
— Зачем? — удивился Андрей. — Просто планировка специфическая. Вы сейчас сами все поймете.
Мы шли по бесконечно длинному канцелярскому коридору мимо многочисленных дверей.
— Как вам это? — спросил Андрей.
— Я привык к таким домам. Я часто встречал нечто подобное и в Берлине, и в Париже.
— Тогда вы не удивитесь, — сказал Андрей.
Он был не прав, поскольку я удивился. Мне предстала средних размеров комната, и она сразу началась с самой себя. Никаких лирических отступлений типа коридора — просто с порога пустая комната без ничего. С потолка на худом шнурке свисала голая лампа. Стены покрывали старые обои, паркет был выкрашен в коричневый цвет, как забор. Имелось также одно окно средних размеров с видом на крыши и небеса.
— Куда оно выходит? — спросил я, вертя головой в поисках самого завалящего рукомойника или унитаза.
— Окно? На Тверскую. Это север.
— А где санузел, кухня? — спросил я, понимая, что это и есть та самая необычная планировка.
— По коридору за углом. Отдельное помещение.
Прошествовав метров десять по общему коридору, мы повернули за угол.
— Третья дверь слева — наша, — сказал Андрей и достал ключ.
Вторая часть квартиры была трехкомнатной или, точнее, трехкамерной. Кухня, туалет, ванная, и все это размещалось на 11 метрах.
— А кто-нибудь может сюда еще зайти? — спросил я.
— Нет, — успокоил Андрей, — это принадлежит только данной квартире и никому больше. Здесь надо бы перепланировочку сделать.
— Не помешало бы, — согласился я. — А что хозяйка, по цене уступит? — спросил я.
— Думаю, да, — сказал Андрей. — Если речь пойдет о покупке, обязательно скинет…
Я представил себе, каково встать ночью и в тяжелом, как шуба, махровом халате со связкой ключей выйти в коридор, повернуть за угол и с размаху наткнуться, предположим, на старуху-соседку, которая тоже спешит, шлепая тапками, по своим надобностям…
— А это лифт Вышинского, — Андрей оборвал мои фантазии, указав на небольшую притаившуюся в стене кабинку. — Помните, был такой сталинский прокурор. Специально для него этот лифт был сделан.
На лифте Вышинского мы и спустились вниз.
$250 000
м. «Пушкинская», Б.Гнездниковский пер., 10, 1-комнатная квартира, 31,3/19,5 м2, 9/10-этажного кирпичного дома, лифт, во дворах тихо. Свободна.
8 915 330 54 19
Квартира 2
Вместо обещанного Сергея пришла хрупко-белокурая риелторша Маша.
— Вы знаете, в доме оригинальная планировка, — запела Маша уже знакомую песню.
— Маша, Маша, — успокаивал я снисходительным барским тоном. — Я знаю, чего хочу. Милая Маша, я не праздный, не случайный. Меня не испугать удобствами за углом по коридору.
— Тогда пойдемте, — уверенно сказала Маша, — это на втором этаже.
Открыла хозяйская пара, немолодые она и он. Мы остановились в узком коридоре. Справа была кухонная ниша с плитой, за ней выглядывал грузный с черными подпалинами эмалевый круп ванны. Над головой нависали антресоли, расползшиеся вторым этажом над коридором и кухонькой.
— Проходите, смотрите, — пригласила хозяйка.
Если бы мебель могла развоплотиться и стать, например, автомобилем, то мне бы предстала, скорее всего, машина «победа» с ее гладко-выпуклыми формами пятидесятых годов. Я давно уже не видел такой обжитой и уютной комнаты. Только за долгие годы и при одних владельцах жилье так естественно, как песчинка в раковине, обрастает всем житейским перламутром, милым бытовым хламом: рамками, шторками, ковриками.
— И вы давно здесь живете?
— С сорок пятого года, — ответила женщина, — а мои родители аж с тридцать четвертого.
Я подошел к единственному окну и выглянул во двор.
— Окно на восток, — сказала Маша, — здесь всегда светло…
Слева я заметил небольшой закуток, отделенный стенкой. Там виднелся шкаф и диван.
— Это называлось «комната с альковом», — пояснила хозяйка. — Перегородку сделали позже, а вообще в нашей квартире все в первоначальном виде — и стены, и оконный переплет, и форточка. Мы ничего тут не перестраивали.
— Если вы здесь с сорок пятого, то, наверное, многих знаменитостей застали.
— Я была маленькая… Хотя, вы знаете, — она оживилась, — напротив нас жил актер, который Петьку играл в «Чапаеве». Как же его фамилия…
— Алексей Кмит, — подсказал хозяин.
— А не грустно отсюда уезжать? — спросил я. — Все-таки с 1945 года.
— Мы хотим дожить в зеленом районе, — вздохнула хозяйка. — Здесь три метро теперь, здесь стало невозможно. Магазины, которые нам…
— Не по карману, — с очаровательной бестактностью ляпнула Маша.
— Не по силам, — в унисон с риелторшей поправила хозяйка.
— Конечно, трудно уезжать, — продолжала хозяйка. — И школа здесь у меня, все воспоминания… На крыше каток был, а теперь закрыли, сейчас ничего нет. Во время войны там было снято покрытие свинцовое, для военных целей, и крыша стала протекать. Так и не удалось все восстановить, это покрытие было уникальным, ничем заменить нельзя, никакой толь не помогает…
— Все не вечно, — вздохнула Маша, но без особой печали.
Ко мне подкрался хозяин:
— Обратите внимание на антресоли. — Я послушно посмотрел наверх. — Если все это убрать, там можно наверху даже кровать поставить.
— Да, — грустила хозяйка, — крыша действительно была замечательная. И очень жаль, что они улетали не с нашей крыши, а с дома Пашкова.
— Кто они? — не сообразил я.
— Маргарита, Мастер, Воланд…
Простившись с хозяевами «победы», мы с Машей пошли по коридору вдоль бесконечных дверей, и почти возле каждой восседал пушистый булгаковский кот, мещански умильный.
$350 000
м. «Пушкинская», Б.Гнездниковский пер., 10, 1-комнатная квартира, 2/10-этажного кирпичного дома, 39 м2, красивый исторический дом, памятник культуры, окна во двор, идеальное состояние, консьерж, домофон, альтернатива.
8 962 944 29 04
Подробнее о доме Нирнзее
можно прочитать здесь:
niernsee.livejournal.com
Квартира 3
— Вы Михаил? — спросила женщина.
— Да, — ответил я и в свою очередь уточнил. — А вы Наташа… Простите, вы риелтор Наташа?
— Нет, я владелица.
— И что же, сами продаете?
— Сама. То есть сделка будет проводиться через фирму, но продаю сама.
Эта квартира была на шестом этаже и стоила она вдвое дороже детищ риелторов Андрея и Маши.
— Я, вообще-то, думал, что квартиры в доме более или менее одинаковые, — сказал я, оглядывая жилище.
— Нет. В доме есть и 60-метровые квартиры. У нас общая площадь 43 метра: студия — 33, коридор и ванная — 10.
От двери в комнату вел узкий коридор, сворачивающий налево, в ванную комнату с низким потолком. Верхнее пространство занимали антресоли.
— Здесь раньше была плита, — Наташа указала на встроенный шкаф с верхней одеждой, — я протянула газовую трубу в комнату, и кухня теперь там, в студии.
Тонированная плексигласовая перегородка делила комнату, четверть площади была превращена в кухню. В жилой части на вполне современной софе перед вполне современным телевизором сидел молодой человек. Я вопросительно посмотрел на него, и Наташа, улыбаясь, пояснила: «Это Славка. Друг моего сына. Живет здесь. Да, Славка?»
Славка от себя не отрекся и кивнул, дескать, да, это он и, да, живет.
Главным украшением квартиры было, безусловно, окно — огромное, на полстены, и из него открывался замечательный вид, причем не на крыши, а именно на Москву, на простор.
— Я уже понял, почему ваша квартира вдвое дороже, Наташа. Из-за этого окна.
— Тут такие фантастические закаты, — вздохнула хозяйка, — обалдеть можно, какие закаты… А вы знаете, — она встрепенулась, — что у нас старинная открывалка форточки.
Она подошла к окну и потянула за какой-то рычаг. Механизм щелкнул и форточка действительно открылась.
— Оп-па! Работает до сих пор. Антиквариат, — добавила с гордостью. — Это же редкость: окно-то еще родное, с тех времен… — она огляделась. — И паркет с тех времен, родной. И стены еще родные. В общем, не квартира, а семейная реликвия. Мне бы очень хотелось, чтобы она в хорошие руки попала.
— А вы, наверное, здесь давно живете?
— Наша семья здесь поселилась в 1928 году. Дед был старый большевик, работал в МИДе. Правда, я его никогда не видела. Его забрали в 1941-м, в 1956-м выпустили, но он к моей бабушке не вернулся.
— Так вы здесь многих интересных людей встречали. Ваши соседи со второго этажа жили рядом с актером Кмитом.
Наташа задумалась:
— Секретаршу Дзержинского я помню.
— Вау! — отозвался с дивана Славка.
— Дом замечательный, дом интересный, — продолжала Наташа, — а придется уезжать. Просто сын вырос, и ему нужна отдельная квартира. И нам с мужем нужна. Поэтому в этом доме так много квартир продается. У всех дети выросли…
— Дом-то задуман для холостяков, — подтвердил я.
$510 000
м. «Пушкинская», Б.Гнездниковский пер., 10, 1-комнатная квартира, 6/10-этажного кирпичного дома, 43/33/10 м2, дубовый паркет, потолок 3,5 м, окно во всю стену, панорама Тверского б-ра и Москвы, домофон, консьерж.
8 905 707 70 69
Квартира 4
Хозяина звали Саймон, и был он американцем, а риелтора звали Никита. Чуть припоздавший Саймон подозрительно хорошо говорил по-русски с одесским акцентом. Я еще в лифте полюбопытствовал, с чего бы такие познания, и из Саймона вдруг вылупился Семен Ильич, покинувший родину еще при Брежневе и вынырнувший в новом времени вполне успешным, хоть и немолодым Саймоном.
— В семьдесят втором евреев выгоняли из страны, — сообщил он, — считалось, что они спекулянты.
Квартира Саймона-Семена была самой дорогой из моего списка — шестьсот тысяч. В конце концов, американец просто хотел получить за свое кровно нажитое добро соответствующие деньги. Впрочем, квартира была в превосходном состоянии, как номер европейского отеля. В комнате ничего не осталось от Нирнзее. Стены были переделаны, выкрашены в нежный цвет персика. Хозяин также не нуждался в антресолях, а наоборот, завел вычурный подвесной потолок с россыпью лампочек. Вместо паркета был ламинат, деревянную раму окна заменил стеклопакет, и глядел этот стеклопакет во двор, так что закаты, по-видимому, отменялись.
— А солнце здесь хоть бывает? — спросил я.
— Если хочешь солнца, так его здесь нет, — Саймон-Семен честно делал свой дил. — Тут темно.
— У ваших соседей на шестом этаже превосходный вид из окна, а стоит на сто тысяч дешевле, — пытался торговаться я.
— Так мне один ремонт обошелся в сто тысяч, — хозяин был неумолим, — я ж тут все менял.
— Саймон, — вмешался молчавший до того Никита, — вы говорили, что и мебель всю оставите.
— Оставлю, — щедро сказал Саймон, — а кому она нужна. — Он прошагал туда, где преобразившийся альков стал кухней — вполне модной кухней салатового цвета.
— Все новое, — он открыл духовку и вытащил оттуда запечатанную в пакетик инструкцию по эксплуатации. — Ни разу не включал.
— У вас вроде комната побольше, чем у остальных.
— Записано 48 метров. Хотя тут больше, почти 50.
— И давно вы квартиру эту купили?
— Пятнадцать лет назад. Ремонт делал три раза, оформлена только на меня… Стальная, — с гордостью постучал он по входной двери. — Чтоб спокойно было.
Как ни странно, из всех увиденных мной жильцов Саймон-Семен больше всех соответствовал сути бывшего доходного дома Нирнзее, дома однокомнатных квартир, престижных дореволюционных меблирашек. Саймон был холостяк. Ну или по крайней мере он так выглядел.
В лифте Никита вдруг спросил меня:
— А вы из Берлина? Я слышал, в Берлине за эти деньги можно особняк купить.
— Можно, — сказал я. — И я об этом подумаю. Все-таки Нирнзее — это дом для холостяков, а я, знаете ли, женат.
$600 000
м. «Пушкинская», Б.Гнездниковский пер., 10, 1-комнатная квартира, 8/10-этажного кирпичного дома, общая площадь 47 м2, студия, отличный ремонт, меблирована.
729 78 97