... - Вообще, слово "карьера" в церковном восприятии несет негативный смысл, - с ходу возразил мне отец Александр Немченко. - Карьера - это взращивание греховных страстей, а священник должен делать свое дело со смирением, понимая, что не он выбрал свое место и должность, а его избрал Божий промысел...
Что ж, все верно.
Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. И посему всякому молодому человеку, решившему связать свою судьбу со служением Богу, неплохо бы знать, на что именно он идет и что из этого может получиться.
Образцом для подражания всех российских священнослужителей можно расценивать блистательную карьеру нынешнего Святейшего Патриарха Алексия Второго. Будучи сыном священника и настоятеля Казанской церкви в Таллине, Алексей с раннего детства прислуживал в церкви. В 1947 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в возрасте 20 лет был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем церкви в Таллинской епархии. Через восемь лет Алексий стал уже протоиереем - старшим священником, а через год - благочинным, т. е. начальником нескольких приходов в Эстонии. В 1961 году Алексий, которому исполнилось 32 года, постригся в монахи и в том же году стал епископом Таллинским и Эстонским. Через два года его перевели в столицу и назначили управляющим делами Московской Патриархии - на вторую после Патриарха должностью в церковной структуре. В 39 лет Алексий удостоился высшего для епископов сана митрополита, а в июне 1990 года на Поместном Соборе его избрали Патриархом.
Впрочем, как утверждают многие биографы Алексия Второго, своим стремительным восхождением Патриарх обязан не каким-то особенным способностям, а скорее тем, что на середину 60-х пришлась смена поколений в русском духовенстве.
Сегодня, кстати, история повторяется. Ныне уже поколение Патриарха Алексия уходит, образно выражаясь, с амвона, и значимые церковные посты начинает занимать новое поколение духовенства. Лучшего момента для начала карьерного роста придумать просто нельзя.
Путь служения начинается, как правило, с учебы в Духовной семинарии. В богоборческие советские времена в стране насчитывалось всего три семинарии, и конкурс на одно место был выше, чем в престижные вузы. Сегодня, как сообщили мне в учебном комитете РПЦ, в ведении церкви уже 5 духовных академий, 26 семинарий, 31 училище и 4 духовные школы, а также Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который имеет филиалы во многих регионах России.
- Да и поток желающих посвятить свою жизнь Церкви заметно стабилизировался, - сказал мне отец Милетий из Московской Духовной семинарии в Сергиевом Посаде. - В этом году мы, как обычно, набрали 90 студентов, а конкурс уже который год составляет два человека на место. Обучение у нас бесплатное, более того, студенты получают стипендию. Небольшую, правда. Но с учетом того, что они бесплатно питаются и проживают в стенах семинарии, это существенная помощь. В зависимости от успеваемости, существуют три категории стипендии: сорок, пятьдесят пять и шестьдесят пять рублей.
Поступить в семинарию не так легко, как это может показаться. Принимают туда только мужчин до 35 лет, уже прошедших церковную практику, с рекомендацией от приходского священника. Абитуриенты пишут изложение и сдают устный экзамен на знание двух десятков молитв. После экзамена следует собеседование, на котором преподаватели семинарии стараются отсеять людей, морально не готовых к тяготам и трудностям предстоящей духовной жизни.
Быт семинариста во многом напоминает армейскую службу или учебу в военных училищах. Подъем - в семь утра, потом шесть часов учебы и три часа работы - послушаний, потом - ужин, самоподготовка и час вечерней молитвы. В 23.00 - отбой. Одно отличие - студентам семинарии нужно отпускать бороды.
Осваивать церковную практику семинаристы начинают уже во время учебы. Служба начинается с самого низшего сана иподиакона, который призван помогать священнику во время богослужений. Через год семинаристов рукополагают в диаконы, а к окончанию семинарии (или уже после окончания, дело это индивидуальное) - в иереи, т. е. в священники. Кроме того, к окончанию семинарии каждый студент уже должен решить, какое служение выбрать - в рядах женатого "белого" или монашеского "черного". Этот выбор - один из главных шагов в карьере каждого священнослужителя. Дело в том, что высшая ступень для "белого" духовенства - протоиерей, настоятель храма или собора. На этом, собственно, карьера "белого" священника, согласно церковным канонам, заканчивается. Путь на вершину церковной иерархии - к епископскому сану - открыт только монашествующим. Епископом является и сам Патриарх. Сегодня в РПЦ насчитывается 160 епископов. Впоследствии епископ может стать архиепископом или митрополитом.
Многие выпускники семинарий продолжают образование в духовных академиях, которая является аналогом гражданских вузов, и, поступив в аспирантуру, становятся учеными-богословами.
Итак, после семинарии новоиспеченный священник получает от епископа назначение на приход. Зарплата приходского священника зависит от богатства храма или монастыря и утверждается правящим епископом. Как говорят сами священнослужители, она может доходить от 500 рублей в глухой деревне до 500 долларов в крупном столичном соборе или монастыре.
Отец Александр Немченко свое служение церкви видит в возрождении храмов. Начал он в 1979 году в краю тюрем и колоний - в Мордовии, где реконструировал разрушенную церковь святителя Николая в деревне Колопено. Однако местным властям это не понравилось, и отца Александра перевели в Москву, восстанавливать только что открытый Даниловский монастырь. Наконец, десять лет назад отцу Александру предложили на выбор три храма. Немченко выбрал разрушенную церковь Николая Чудотворца на окраине столицы, в Троекурове, и восстановил ее в кратчайший срок. А затем открыл при храме реабилитационный Центр для бывших заключенных.
- Моя задача в том, - поясняет отец Александр, - чтобы человек, пришедший к нам после тюрьмы, перестроил свою жизнь на христианский лад в нашей церковной среде в труде и молитве. Это очень меняет человека. Труд здесь очень суровый, порой по 12 часов в сутки. Через труд и молитву происходит формирование личности. Мало кто отсюда попадает обратно в тюрьму или зону.
Кстати, отец Александр работает наравне со своими подопечными - от рассвета до заката. Более того, он еще, будучи мастером спорта по вольной борьбе, регулярно тренируется в спортзале одного из московских ПТУ.
- Я же вырос в детдоме, и все мое детство прошло в драках, - объясняет он. - И только занятия спортом помогли не скатиться вниз.
Добро должно быть с кулаками - такова заповедь отца Александра. Теперь он собирается построить в Троекурове собственную семинарию - для военных священников.
- Но я хочу сделать так, чтобы наши молодые священники получали бы и офицерские звания, могли бы за себя и за веру постоять, а не желторотыми солдатами приходили бы в войска...
Мы помолчали, и я задал довольно бестактный вопрос:
- Вот, многие люди очень негативно относятся к священникам, которые ездят на иномарках. У вас довольно дорогой "Форд"...
- Как священник, я не отделяю себя и свою жизнь от Церкви. Я - ее частица. Значит, и машина, на которой я езжу, принадлежит уже не мне, а Церкви. Многие святые были богатыми и употребили свое богатство на дело Божие. Знаете, путь священника усыпан не только розами, но и шипами, через которые он принимает на себя боль людскую. И главная его задача в том, чтобы суметь проникнуть в душу человека, понять его боль и отразить ее в молитве Господу. А ситуации ведь разные бывают - в том числе и такие, где рассудок человека может сберечь только искренняя вера... Так что, обращая внимание на розы, не забывайте и про шипы.