Выпускник обычной автошколы знает правила дорожного движения, умеет въезжать задним ходом в гараж, разворачиваться в три приема, парковаться вдоль бордюра и выполнять упражнение «разгон-торможение» за четырнадцать секунд. Этих навыков, конечно, недостаточно, чтобы грамотно и уверенно ездить в городе. Для совершенствования водительского умения существуют школы экстремального вождения. Правда, инструкторы школ это название не любят и охотнее употребляют термины «профессиональное вождение» и «спортивное».
В школы профессионального вождения в основном обращаются неуверенные в себе девушки, которые хотят научиться управлять машиной спокойно и безопасно. Здесь отрабатываются навыки, которые помогут справиться с заносом машины, объехать внезапно возникшее препятствие или лавировать в плотном потоке машин.
– Профессиональный водитель отличается от «чайника» не быстрой ездой, а умением заранее просчитать все возможные ситуации, – объясняет инструктор школы «Карнавал» Виктор Николаевич Бугровский. – Вот вы знаете, что поворот на девяносто градусов безопаснее проходить на второй передаче? Большая скорость требует особой траектории движения.
На курсах спортивного вождения обучают так, что учащиеся практически выполняют нормативы кандидата в мастера спорта. Ни один нормальный человек не будет применять эти умения на дороге – подобные курсы нужны для телохранителей и людей, собирающихся принимать участие в гонках. Поэтому значительная часть учеников – ищущие адреналина мужчины. Таких, кстати, немало. В Школе водительского мастерства BMW группы спортивного вождения набираются несколько раз в неделю, благо, все обучение длится один день и стоит 395 евро. Эта сумма складывается из амортизации машин (за урок можно полностью убить комплект колес и всю ходовую), ресторанного обеда и, главное, из квалификации инструктора Бориса Евгеньевича Себастьянова, который двенадцать лет обучал водителей Федеральной службы охраны.
Занятия группы из шести человек начинаются в десять часов. Вначале инструктор объясняет в классе теорию выполнения всевозможных упражнений. Например, ученики-экстремалы осваивают «волчок» (разворот на 360 градусов), способы создания заносов на поворотах и управление машиной на искусственном скользком покрытии. К одиннадцати часам группа на новеньких «пятерках» BMW выезжает отрабатывать на практике приобретенные знания. После этого за дополнительные 800 евро можно еще один день осваивать совсем уж специфические знания – типа боевого и полицейского разворота. При боевом – машина быстро движется вперед, потом резко разворачивается с помощью ручника и едет в противоположную сторону. A при полицейском развороте машина разгоняется задом, разворачивается и продолжает ехать в том же направлении.
Во всех остальных школах обучают профессиональному вождению четыре-пять дней, без обеда, на «восьмерках» и «девятках» в среднем за триста евро, спортивному – за пятьсот.
Занятия проводятся, как правило, на автодромах (чаще всего на Ходынском поле). Инструктор в машине не присутствует, а общается с учениками по рации. Это позволяет ему следить за правильностью выполнения упражнений, а ученикам – приучаться к самостоятельности.
Выпускники таких курсов постоянно анализируют ситуацию на дороге, знают предел возможностей машины, выполняют повороты по строго просчитанной траектории, а главное, никогда не занимаются экстремальным вождением, так как экстремальщиков на дорогах достаточно и без всяких школ.