Фотография: Vokabre/flickr
Первый этап разработки новой концепции развития «Большой Москвы» завершился. В положении о конкурсе он был определен как «проведение сопоставительного анализа» и «выявление основных проблем». За три недели до семинара команды получили задачу представить не только анализ, но и первый эскиз агломерации. О том, связано ли это как-то с совещанием по поводу развития Москвы, которое президент России Дмитрий Медведев провел в Троицке 9 апреля, не сообщается.
Многие участники конкурса сошлись на том, что на периферийных присоединенных территориях необходимо создать дополнительный центр развития. В основу транспортного сообщения лягут метро и железная дорога, об этом в первый день семинара сказал заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, а центрами притяжения могут стать московские аэропорты. На новых землях предлагают создавать комфортный и быстрый общественный транспорт, дорогами планируют заниматься в меньшей степени из тех соображений, что рано или поздно они все равно заполнятся автомобилями.
Конкурс на разработку концепции развития «Большой Москвы» стартовал в январе 2012 года. В конце февраля были отобраны 10 (заявилось 67) творческих коллективов, и на протяжении последующих шести месяцев они должны работать над концепцией развития города. Модератором конкурса выступает НИ и ПИ Генплана, эта организация направляет деятельность коллективов и занимается «приемкой» работ. Семинары проводятся каждый месяц. С 24 августа по 23 сентября по плану должна состояться выставка, где публике будут представлены финальные проекты.
«Концепция OMA доступна для понимания, она легко описывается», — высказал свои соображения о высокой оценке голландской группы заместитель директора НИ и ПИ Генплана Москвы и модератор семинара Александр Колонтай. Он же, впрочем, указал и на то, что идея создания агломерации вокруг четырех аэропортов (последний — Чкаловский) не очень реалистична.
«Это не конкурс, а консультации, «мозговой штурм», победитель не получает права на проектирование, и некоторые коллективы, понимая это, для своего пиара делают едва ли не театрализованные шоу, — оценивает ситуацию вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов. — Аэропорты и быстрые электрички — это тренд, но ближе к реальной проблематике и жизни идеи выноса логистических центров на значительное удаление от центра города, а также мысль о создании в соседних региональных центрах, таких как Калуга и Тверь, отраслевых кластеров. И я рад, что эти идеи нашли отражение в некоторых проектах, в основном, кстати, в российских».
Казусом семинара стало то, что один из четырех российских коллективов — МАРХИ — набрал всего 4,8 балла. «Проект МАРХИ немного не о том, о чем нужно, — пояснил Максим Перов, кстати, входящий в число экспертов, ставивших оценки. — В нем слишком много рассуждений о системе расселения в России и почему-то СНГ, а это имеет весьма опосредованное отношение к предмету конкурса». Группу МАРХИ сняли с финансирования (каждый из коллективов, справившись с тремя этапами создания концепции, получит 250 тыс. евро).
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин на семинаре сообщил, что до 1 июня 2012 года будут приняты поправки в Градостроительный кодекс, согласно которым в законодательстве появится понятие «агломерация» и будет открыт путь для создания общих градостроительных схем для территорий соседствующих субъектов Федерации. Это, возможно, облегчит проектирование на базе тех идей, которые звучат на конкурсе. Таким образом, несмотря на всю критику экспертного сообщества, проект по расширению Москвы постепенно набирает обороты. По крайней мере на стадии планирования.