В ненаписанной истории российского рейва питерский клуб «Тоннель» — некий аналог манчестерского Hacienda: место, на которое с уважением поглядывает столица, чтобы узнать, о чем будут говорить завтра. В бомбоубежище на Зверинской улице промоутер Алексей Хаас выпивал с неоакадемистом Тимуром Новиковым, а на сцене неистовствовали еврозвезды Вестбам и Либератор — в столице и те и другие вошли в моду годами позже. В общем, «Тоннель» из мест, которые мы должны благодарить за то, что профессия диджея обогнала для молодежи 90-х по престижности и киллера, и менеджера.
В 1997-м «Тоннель» закрыли, а пять лет спустя он открылся вновь, но от прежнего блеска осталось немного. Однако сходить на вечеринку «Тоннеля» в московской «Зоне» все равно стоит — только не ради техно, а за драм-н-бейсом. С этим стилем в России происходит удивительное: драм-н-бейс (он же джангл), пожалуй, единственный английский тренд, русскими модниками полностью проигнорированный. Лондонский Time Out каждые выходные анонсирует несколько десятков джангловых party: пульсации тяжелого, прокачивающего до селезенок баса на фоне виртуозной аритмии захлебывающихся яростью барабанных раскатов-«роллов» слышны от аристократических салонов Coxo до кирпичных подвалов пролетарского Брикстона. Золотозубая небритая усмешка Голди в современной Англии – такой же трейдмарк, как в 70-е прическа Дэвида Боуи, а драм-н-бейс играет в рекламных телероликах и продуктовых супермаркетах. У нас же это движение необъяснимым образом прозябает в глубоком андеграунде. Всякому, кто хоть раз побывал на московской джангл-вечеринке, где полсотни студентов в камуфляже с вещевого рынка, накачавшись пивом, озверело рубятся в маленьком зальчике, понятно, о чем идет речь. Да и пересчитать эти вечеринки можно по пальцам одной руки. Причем музыку там играют отличную: вполне себе танцевальную, с мощным «ломаным» битом, красивыми мелодическими темами и фанковыми подпевками горячих темнокожих девчонок. Но такая уж у нас мода — ничто, кроме набившего оскомину хауса, на успех в клубах, расположенных в пределах МКАД, рассчитывать не может.
Так вот: столица русского драм-н-бейс-движения находится в Питере. То ли к Лондону ближе, то ли промоутеры независимее. И убедиться в этом можно как раз на Tunnel Party, где эту прогрессивную музыку обещают играть всю ночь. Особое внимание стоит обратить на диджея Беса, джанглиста-ветерана и основателя хорошего лейбла Total Advance Music: каждый его сет в последнее время — это маленький шедевр. Впрочем, танцполов в «Зоне» будет два, так что если двигать телом под драм-н-бейс вам покажется совсем не с руки (или ноги), можно поискать спасения там, где техно: послушать на 45-ти киловаттах звука тоннелевских диджеев-ветеранов Слона и Миху Ворона и поглазеть на живое шоу группы «Жуткий лазер».
Максим Исаев