Ученые уже давно строят самые радужные прогнозы в отношении автомобилей будущего, которым не нужны водители. Машины-роботы должны помочь сократить число аварий, ведь часто ДТП связаны с человеческим фактором.
Еще один плюс машин-роботов в том, что они помогут снизить пробки. Роботы будут подъезжать близко друг к другу, что позволит более рационально использовать дороги. Опять же исчезнет и человеческий фактор, ведь люди часто сами провоцируют заторы.
Да и в пробках люди смогут проводить время более качественно. Поездка в автомобиле будет напоминать поездку на поезде: вы сможете отдохнуть или поработать, пока машина-робот везет нас в нужное место, — точно также как сейчас пассажиры делают это в поездах.
Это салон самоуправляемого автомобиля Mercedes
Это салон скоростного поезда
Однако некоторые эксперты полагают, что это – лишь утопия. Машины-роботы вряд ли позволят вам ездить по городу быстро и с комфортом. Эксперты провели симмуляцию того, как будут выглядеть города будущего с самоуправляемыми автомобилями. Об их выводах пишет CityLab.
Совместить комфорт и скорость нельзя
Два плюса, которые мы ждем от самоуправляемых машин — удобство и уменьшение количества заторов на дорогах — на самом деле, исключают друг друга. В отличие от поездов, в которых мы можем проводить время за работой, машины требуют резкости движений.
Если же автомобили будут трогаться и тормозить более плавно, как поезда, чтобы пассажирам было удобнее заниматься своими делами, они вряд ли смогут снизить количество пробок. Скорее, наоборот.
Скорость разгона всегда влияет на замедление движения на перекрестках: это заметно, когда, например, мы стоим на светофоре за 18-колесным грузовиком, и, соответственно, трогаемся намного медленнее, чем если бы перед нами был легковой автомобиль, замечает ведущий исследования Скотт Левин из Имперского колледжа Лондона.
Как автомобили-роботы создают пробки
Левин и его коллеги смоделировали движение на стандартном городском четырехстороннем перекрестке, на котором 25% автомобилей были самоуправляемыми. В одних сценариях самоуправляемые машины стартовали и тормозили как легкорельсовые поезда, более плавно, чем, например, обычные такси, однако иногда были относительно резкими, а в других — движения были идеально равномерными, как у высокоскоростных поездов.
В рамках различных сценариев ученые также протестировали такие варианты, при которых движения становятся более плавными благодаря снижению скорости, например, если увеличить время горения желтого света или длину дистанции между машинами.
Всего было 16 сценариев работы самоуправляемых машин, которые сравнили с движением на дороге, то есть с работой обычных автомобилей. Каждая модель работала один час и повторялась еще 100 раз, после чего авторы исследования подсчитали, как каждый сценарий влияет на задержку движения и загруженность дорог.
При каждом смоделированном сценарии самоуправляемые машины с уровнем комфорта, соответствующим железнодорожному движению, увеличивали заторы на дорогах, в отличие от базового сценария, при котором всеми автомобилями управляли люди.
Более того, если при базовом сценарии каждая машина задерживалась на перекрестке примерно на 20 секунд, когда на дороге появлялись самоуправляемые автомобили, передвигавшиеся с плавностью легкорельсового транспорта, заторы становились сильнее на 4%-50%. Количество машин, успевавших проехать перекресток, также уменьшалось: если при базовом сценарии их было 1 793, то в сценарии с самоуправляемыми машинами их стало меньше на 4% (1 724 машины)-21% (1 415 машин).
Что касается сценария с самыми комфортными автомобилями, в этой модели задержка на перекрестке по сравнению с базовым сценарием увеличилась на 36% (27 сек)-2 000% (6 мин 44 сек), а пропускная способность перекрестка снизилась на 18% (1 469 машин)-53% (850 машин).
Таким образом, ученые показали, что чем комфортнее будут самоуправляемые машины, тем больше пробок они создадут. Кроме того, они обратили внимание, что необходимо быть готовыми к определенным последствиям, казалось бы, положительных сторон будущих дорог с автоматическими машинами. В частности, те же самые пробки могут рассосаться, если все машины на дороге будут самоуправляемыми, или даже если их будет достаточно для того, чтобы сформировать самоуправляемый ряд. Однако до этого момента последствия появления на дорогах автомобилей-роботов могут быть непредсказуемыми и, скорее всего, негативными.
В данном исследовании, в частности, не учитывались ситуации на дороге, связанные с пешеходами, которые предполагают еще большее количество остановок и, соответственно, замедление движения. Кроме того, если в самоуправляемых машинах не отменят правило пристегиваться ремнем, то торможение и старт должны быть еще более плавными. На скорость движения также повлияет, если производители самоуправляемых машин будут предлагать покупателям модели с разным уровнем плавности движений.
Таким образом, стоит предположить, что самоуправляемые машины вряд ли сразу же заменят традиционные автомобили, скорее, станут одним из вариантов общественного транспорта.