«Техническое средство решения (проблемы с безбилетниками) — турникеты. Мы обсуждаем этот вопрос, и, я думаю, что на городских маршрутах мы все-таки примем решение об установке турникетной системы и, учитывая опыт Москвы, люди привыкли, не думаю, что это вызовет раздражение», — заявил агентству «Москва» глава «Мострансавто» Александр Зайцев.
По его словам, помимо установки турникетов компания намерена расширять штат собственных контролеров, а также привлекать сотрудников инспекции при министерстве транспорта Московской области.
Устанавливать турникеты в «Мострансавто» начали еще в октябре. Тогда пресс-служба компании сообщала, что такими системами до конца года оснастят 1900 машин. Отмечалось, что турникеты появятся только в крупных автобусах, с двумя и более дверями.
Автоматизированный контроль оплаты проезда — верное решение, несмотря на неудобство для пассажиров, считает старший научный сотрудник Института транспорта НИУ ВШЭ Павел Зюзин. «Содержать штат кондукторов намного дороже. Опять же это не новшество, а довольно старая, отработанная в Москве практика», — отмечает он. По мнению исследователя, установка турникетов поможет собирать больше денег, которые пойдут на развитие транспортной системы Подмосковья.
С ним не согласен основатель фонда «Городские проекты» Максим Кац: «В свое время турникеты появились в Москве потому что «Мосгортранс» и мэрия очень активно ругались на тему того, как считать бесплатно ездящих пенсионеров. Придумали такой вот способ, который абсолютно неприемлем: для того чтобы посмотреть, сколько ездит пенсионеров, вы сделали так, что у вас весь транспорт ездит на 15% медленнее». В подмосковном транспорте льготного проезда нет вовсе, поэтому такие меры бессмысленны, отмечает Кац. По его словам, при автоматическом контроле без билетов ездят до 15% пассажиров — живые контролеры могут снизить эту цифру до 6–7%.
Турникеты в московском наземном транспорте стали устанавливать еще в 2002 году. Власти города несколько раз заявляли о планах отменить турникеты, однако сделано это было лишь на нескольких маршрутах автобуса и трамвая. Осенью 2015 года глава Дептранса Максим Ликсутов заявил, что демонтаж турникетов увеличит долю безбилетных пассажиров и поднимет цены на билеты.