Слово «анафаза» — из биологии, и обозначает оно финальную фазу деления клетки. Хореограф Охад Нахарин назвал свой балет «Анафазой» не потому, что мечтал блеснуть знанием генетики. Просто Нахарину тоже понравилось, как это звучит.
Нестандартный подход ко всему, от сценария до костюмов и света, вообще характерен для этого знаменитого в Европе хореографа, возглавляющего израильскую данс-труппу «Батшева». Название труппы подсказала меценатка из Франции — в 1964 году Батшева де Ротшильд дала проекту деньги и не противилась, когда новую труппу назвали в ее честь. «Батшева» на сцене — зрелище крайне необычное. Нахарин в «Анафазе» не рассказывает сюжет, но вливает в зрителей поток кипящей лавы, заполняет пространство коктейлем из акробатики, брейка, танца живота, весьма откровенной эротики и неожиданных лирических откровений, пластически созданных без помощи привычного классического балета.
Когда родившегося в кибуце и с блеском окончившего легендарную Джульярдскую школу хореографа спрашивают, о чем его балет, он отвечает: «А о чем аромат воздуха? Вы просто дышите, и все». Так что не ждите от «Анафазы» буквального пересказа истории — «пришел, увидел, полюбил». Сюжет в балете тоже имеется, но историю тут рассказывают письменами человеческих тел. Любимый прием Нахарина — знаменитая «волна», когда исполнитель управляет телом настолько ловко, насколько позволяет человеческая анатомия, а отдельные части фигуры работают автономно.
В «Анафазе» танцуют брутально и напористо, играя мускулами и активно общаясь со зрителями: сидящих в партере просто-напросто вытаскивают на сцену, чтобы вместе помедитировать под яростную «живую» гитару или грохот барабанов. Может, вы и не научитесь танцевать, если вдруг тоже окажетесь на сцене «России» и на вас хлынет бурное танцевальное море «Анафазы». Но шквальный взрыв эмоций вам гарантирован.
Мария Карелова