Атлас
Войти  

Также по теме

Москва через 20 лет: будущее спальных районов

В рамках серии публикаций "Москва через 20 лет" БГ опросил молодых архитекторов из школы МАРШ. Они рассказали о концепции спального района будущего: там будет много парков, а в центре него окажется "сарай" - защищенное от погодных условий место для проведения мероприятий. 

  • 23406
Почему Москва не превратится в Париж или Копенгаген
Спальный район будущего
Будущее Сколково
Как перестроить Зарядье

Никита Токарев, архитектор и директор школы МАРШ, рассказал БГ о том, почему Москва никогда не станет европейским городом. Но это не так уж и плохо: она куда более развита и удобна для жизни, чем другие города в развивающихся странах. Возможно, Москва пойдет по пути китайских городов, качество которых сейчас стремительно растет.

Токарев уверен, что проблемы не только Москвы, но и других крупных городов России вполне решаемы, если выбрать грамотный подход. Например, вместо строительства парков в центре города можно было бы развивать парки в спальных районах. Это стало бы возможностью изменить жизнь жителей окраин. 

Студенты школы МАРШ разработали решения по изменению Новокосино, застройке Сколково и Зарядья, которые могут быть реализованы. 

Никита Токарев

Никита Токарев

Архитектор, директор школы МАРШ, член правления Союза Московских Архитекторов

Про будущее городов

Я не буду гадать насчет будущего глобальных городов, меня больше всего волнует будущее Москвы и наших российских городов... И здесь у меня мало оптимизма.  

Мечтам о том, чтобы Москва превратилась в Париж или Копенгаген, не суждено сбыться.  Москва останется тяжелым, неудобным и достаточно агрессивным городом, но это абсолютно не значит, что ее нельзя «подлечить». Мы привыкли сравнивать себя с Европой, но если смотреть на градостроительную материю, то российские города гораздо больше похожи на мегаполисы в развивающихся странах. И если принять этот факт, то можно начать лучше относится к Москве, потому что она по сравнению с Каиром просто рай.

После смены политической и экономической модели,  после периода экстенсивного роста городов в Китае, набирает обороты процесс качественного обновления за счет смены физической ткани города, например, сносов тех зданий, что были построены в 70-80-е. Может быть, завтрашний день российских городов – это сегодняшний день крупных китайских городов.

Как бы ни были важны проблемы отдельных российских городов, что Норильска, что Новосибирска, при хорошем менеджменте и грамотных специалистах их можно решить. Но печальная тенденция упадка деревень, малых и даже средних городов России беспокоит  намного больше, чем проблемы отдельных городов. Все население России стягивается в несколько десятков крупных агломераций, которые работают как огромный пылесос, обедняя ту ткань, которая находится между ними. И если представить, что эта тенденция продолжается, то в скором будущем мы получим гигантские агломерации со всеми проблемами, которые есть в Москве, а между ними останется почти не населенная территория со слабыми очагами вдоль транспортных артерий.

Наивно предполагать, что из столицы добрая воля дойдет до каждого Урюпинска, и Москва придет и наладит там жизнь.  Только сам Урюпинск может наладить жизнь у себя, если  у него для этого будут средства и возможности.

Про градостроительные ошибки…

Проблема Москвы, на мой взгляд, не в архитектуре отдельных зданий. Даже если дом не очень красив, но при этом градостроительно корректно поставлен, то его можно и потерпеть. В городе десятки тысяч домов, и несколько не очень красивых огорчают, но не являются катастрофой.

К сожалению, наш архитектор, как правило, слепо следует той задаче, которую ему поставил заказчик, что очень сказывается на качестве нашей архитектуры. Вот, например, торговый комплекс «Атриум», на который я смотрю каждый день из окна и не устаю ужасаться этой гигантской, во всех смыслах, градостроительной катастрофе. Он не только загородил Курский вокзал, но и уничтожил площадь рядом с ним. Да, может и она не была шедевром архитектуры, но все-таки площадь – это общественное пространство, принадлежащее жителям. Я не против торговых центров в принципе, просто всегда возникает вопрос: как это сделать так,  чтобы не разрушить целостность города.

… и проблемы Москвы

Если в объемной архитектуре за последние двадцать лет произошли положительные изменения, то с градостроительством все обстоит очень не важно. До середины 2000-х эта область вообще не была востребована,  и все города, и прежде всего Москва, воспринимались как совокупность зданий: все внимание было сосредоточено на том или ином объекте. Есть немало претензий к законодательному обеспечению градостроительства: Градостроительный Кодекс в большей степени написан с точки зрения девелопера и чиновника, а не жителя и пользователя.

Конечно, в Москве есть позитивные сдвиги. Прекрасно, что есть Парк Горького, прекрасно, что за ним следуют другие парки. С введением платной парковки потихоньку приходит в норму ситуация в историческом центре, пешеходные улицы в центре  - это тоже хорошая затея, теперь пешеходные перемещения в пределах Садового кольца стали приятней и проще.

Но это лишь маленький шажочек в нужном направлении. По сравнению с парками транспортные проблемы и дисбаланс периферии и центра кажутся намного более масштабными проблемами. Если представить, что силы и средства, потраченные на Парк Горького, кинули бы, например, на создание своего небольшого Парка культуры в каждом районе… Может Москва и не очень бы и пострадала. Ну да, не пошли бы мы с вами кататься на роликах в Парк Горького, обидно, но мы бы пережили! Но люди в Новокосино, которые ездят в Парк Культуры раз в год, получили бы сквер около дома, и этот парк мог бы изменить их повседневность. 

Про реализацию студенческих проектов

Я не исключаю что некоторые из решений, предложенных студентами в дипломных проектах, будут воплощены. Сейчас итоговый макет и другие материалы по Сколково (студия Сергея Чобана) находятся в самом  Сколково, на финальной презентации присутствовала Анна Тургенева, главный архитектор Сколково, все это говорит об интересе коллег к нашей работе.

Другая хорошая новость: муниципальное собрание Новокосино и управа района заинтересовались нашим проектом, а студенты ведут переговоры с местными депутатами  о реализации некоторых решений проекта. Я считаю, что пусть они сделают хоть одну скамейку в парке – уже будет результат!

Мы стараемся максимально приблизить студентов к той жизни, в которой им придется работать, погрузить в реальность, но у студенческих проектов должна быть некоторая степень свободы.  Конечно, это очень приятно, что ими заинтересовались, но цель МАРШа не в немедленном воплощении студенческих проектов, наша цель  - сам архитектор, проект это лишь инструмент достижения этой цели.

Про МАРШ

Наша магистерская программа разработана совместно с Факультетом архитектуры и пространственного проектирования London Metropolitan University. С самого начала мы понимали, что не стоит буквально копировать лондонский курс. Фактически мы сделали новую программу, адаптированную к российским реалиям, пользуясь предложенной университетом структурой. Обучение ведется в проектных студиях, возглавить которые мы приглашаем ведущих российских архитекторов: Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Сергея Чобана. Отечественное архитектурное образование устроено иначе, именно поэтому нам пришлось усилить гуманитарную составляющую, ввести модуль градостроительный и цифровой культуры, просто потому что это слабые места наших студентов.

Мы хотим видеть выпускников думающими, чувствительными и ответственными профессионалами.  В современных условиях архитектору недостаточно, облечь в форму кем-то заранее придуманную функцию. Поэтому мы стараемся привить нашим студентам понимание, что здание вырастает из города, является его частью, а не произведением одинокого гения.

Вероятно, сейчас в наших выпускниках в большей степени заинтересованы частные компании, чем государственные структуры.  Но я полагаю, что не только спрос рождает предложение, но и предложение формирует спрос. Я абсолютно уверен в том, что наши выпускники быстро найдут достойную их работу: со многими из них уже ведут переговоры известные проектные бюро.

Про тотальную эмиграцию

Мы предлагали нашим студентам написать эссе на выбранную тему, одна из них – сравнение условий работы архитектора в России и за рубежом. В прошлом году больше половины студентов выбрало эту тему, и мы как-то огорчились, решив, что все ориентированы  уехать… чего же ради мы трудимся? А в конце этого года мы провели неформальный опрос и выяснили, что далеко не все готовы уехать за границу, а те, кто собирается, намерены получить опыт и вернуться.  Студенты повзрослели и поняли, что заграница это не рай: там мало работы и высока конкуренция, особенно в Европе. При всех трудностях нашей жизни в России много работы для архитекторов. Мы рады, что они сняли розовые очки и погрузились в реальность, к которой мы их и хотим приблизить. 

 
Как перестроить Зарядье

Спальный район будущего







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter