Ирина Кулиш |
Виктория Иус |
1 — площадь Эрнста Тельмана и «Галерея «Аэропорт»; 2 — Ленинградский рынок; 3 — городок художников; 4 — Всехсвятский студенческий городок; 5 — гостиница «Советская»; 6 — ресторан «Эльдорадо»; 7 — вилла «Черный лебедь»; 8 — Петровский путевой дворец; 9 — «Настоящие джинсы из Америки»; 10 — фотостудия «Свег»; 11 — «Марукамэ»; 12 — хлебозавод №18
На гербе:
Башенка символизирует Петровский путевой дворец, построенный архитектором Казаковым для отдыха Екатерины Великой перед въездом в город; карета — момент торжественного въезда.
Версии горожан:
«Не знаю, почему карета. Хорошо для шпионов: район Аэропорт — а на гербе карета. Никто никогда не догадается».
Фактический центр района находится на площади Эрнста Тельмана, там тоже существует давняя традиция собираться и назначать встречи у памятника немецкому коммунисту. Рядом стоит и самое интересное современное здание района — ТК «Галерея «Аэропорт». Другой центр общественной жизни — Ленинградский рынок. Он существует уже более 50 лет: менялся его облик, название. Старожилы района еще помнят, как товары туда привозили на подводах, а продавали в деревянных павильонах.
Район Аэропорт — район конструктивизма. В начале XX века здесь активно развивалась городская застройка, оттесняя деревню дальше на север. Тогда здесь появился городок художников и Всехсвятский студенческий городок, которые сейчас стали памятниками истории и культуры. Довольно обветшалыми памятниками. Тогда же в районе обосновалось много творческих людей, которые во многом и сегодня формируют облик района.
Аэропорт — район сталинской архитектуры, выражающий ее дух: широкий проспект, высотные дома с барельефами рабочих и крестьян. Когда едешь по Ленинградскому проспекту, кажется, будто в гостинице «Советская» по‐прежнему нет свободных номеров, а вдоль проспекта прогуливаются передовики производства.
И сейчас Аэропорт снова оказался центром «строек века». При относительно небольшой территории и сложившейся застройке в нем смогло уместиться строительство Алабяно‐Балтийского тоннеля, стадиона «Динамо» и новой станции метро «Петровский парк». И это не считая мелочевки в виде отдельных домов или бизнес‐центров.
Несколько исторических мест сохранилось в районе ближе к центру: бывший ресторан «Эльдорадо» в стиле модерн, построенный при участии архитектора Кекушева, вилла «Черный лебедь» архитектора Адамовича и, главное, Петровский путевой дворец. Эти объекты закрыты для посетителей. Так что придется довольствоваться осмотром снаружи и прогулкой в Петровском парке, который порадует ухоженностью, освещенностью и старыми деревьями.
Аэропорт — привлекательный район. Хорошо в нем то, что он близок к центру и здесь ощущается бурление разнообразной жизни, за которое так любят Москву. С другой стороны, он развивался как район для жизни и учебы, поэтому за пафосными фасадами вдоль Ленинградки стоят обычные жилые дома, уютные дворы и скверы. Здесь действительно приятно жить и удобно работать. Если бы не пробки.
Район Аэропорт расположен вдоль Ленинградского проспекта. Его границами являются сам проспект, Балтийская улица, Тимирязевский парк, Верхняя Масловка и стадион «Динамо». Свое название район получил из‐за близости к аэровокзалу, на месте которого в начале XX века был Центральный аэропорт.
Места
«Галерея «Аэропорт» — главный торговый центр района, с большим круглосуточным продуктовым магазином и фудкортом, притягивающим студентов. На Ленинградский рынок и в кинотеатр «Баку» приезжают даже из окрестных районов, например с «Войковской».
Магазин «Настоящие джинсы из Америки» на Часовой улице с оригинальными джинсами американских фирм — ковбойская классика.
В фотостудии «Свег» около НИКФИ была своя лаборатория, где раньше можно было купить дешевую просроченную пленку. Сейчас дела у студии пошли хуже — и пленку перестали завозить. Однако до сих пор можно недорого и хорошо сфотографироваться на паспорт или отксерить документы.
По поводу японской лапшичной «Марукамэ» знатоки говорят, что там еда как в Японии.
Около хлебозавода No18 до сих пор стоят очереди, а вокруг пахнет хлебом.
Легенды и мифы
Известна история о студенте-архитекторе, который много лет назад нарисовал полуразрушенную церковь Благовещения в Петровском парке в виде красивого храма, а спустя годы сам восстанавливал ее по тому же эскизу.
На 1-й улице 8 Мара стоит дом с девушкой — это дом скульптора Манизера, который изваял статуи и ту самую собачку, которую все хватают за нос на станции метро «Площадь Революции».
Тимур совладелец магазина «Настоящие джинсы из Америки» |
О прогулках по району в тапочках и глубокой реставрации
«Наша семья приехала сюда, когда район только строился. Сейчас место, конечно, очень изменилось, субкультура другая — ведь никто никогда не ходил по Москве в тапочках и цветастых длинных платьях. У нас вот некоторые покупатели не берут оранжевые жилеты только потому, что боятся выглядеть как дорожные рабочие.
Ленинградский рынок был с ценником номер два после Центрального. Обычно ходили на Коптевский колхозный, что на «Войковской». Моя бабушка, например. А если нужно было что‐то особенное на праздник, шли на Ленинградский. Покупатели остались те же, ходят, потому что привыкли. Фермеров здесь практически нет — один, два. Гораздо больше псевдофермеров. Это был район военных, артистов и писателей. Творческий и спортивный, тихий, спокойный, хороший, а становится адской смесью, меняется весь социальный фон.
Были раньше места богемные. «Белые ночи» — пивняк, который знали все. Сейчас таких нет. Здесь все сдали квартиры и живут где‐нибудь в Таиланде. Тесно стало москвичам. Я бы сравнил район с автомобилем «Победа». Он, может, и ездит, но на него уже нет запчастей. Глубокая реставрация требуется».
Местные о районе
— Хотел бы жить здесь, но только страну сменить.
— Здесь живет много актеров и циркачей. В доме артистов цирка на последнем эаже жила большая обезьяна, когда я маленький был. Она выходила на балкон, а когда стала старенькая, упала оттуда.
— Парк за прудом мне нравится. Мы там собираемся с друзьями, пива попить и так.
— Что меня возмущает — постоянно скашивают траву, прямо до земли. А потом ничего не растет. Те, кто дворы убирает, привыкли в пустыне жить.
— Много мусора и грязи возле домов. Плиточки раскладывают — девчонки каблуки ломают. Деньги наши закапывают, лучше бы пенсионерам добавили по тысяче.
— Детей хотелось бы поселить в какое-то место с более чистым воздухом.