Code:Costume
Code:Costume отказывается от всех признаков классического английского ателье: вместо темных обоев в полоску здесь белые стены, а стареющие портные с запачканными мелом пальцами заменены бодрыми юношами с сантиметром и булавками в руках. Сами хозяева называют это место не ателье, а «магазином персонального пошива».
Оказаться в магазине в первый раз, если нет предварительной договоренности, лучше всего днем в середине недели. Вообще-то, тут могут принимать двух клиентов одновременно (c одного снимают мерки, с другим выбирают ткань), но комфортнее быть единственным обслуживаемым в зале. По вечерам и в выходные здесь все расписано.
Первая встреча займет около получаса, если поторопиться, и затянется на час, если задавать вопросы об уместности нагрудного платка в тон рубашки. По ходу разговора администратор показывает ткани, собранные в несколько увесистых альбомов. Выбирать есть из чего, тем более что недавно привезли больше двух сотен новых расцветок с фабрики Thomas Mason. Ткани распределили в две категории: P-Line (4 999–7 999 рублей) и X-Line (5 999–12 999 рублей). В первую входят сдержанные, не слишком яркие ткани, которые обычно идут на пошив рубашек под костюм на каждый день. Ко второй категории относятся более дорогие и нарядные материалы. Если не требовать от сорочки чего-то сверхъестественного, можно и за 4 999 получить отличную вещь, а если доплатить 599 рублей, из выбранной ткани сделают в придачу платок для нагрудного кармана.
Кроме материала и его цвета, вы последовательно выбираете пуговицы, нитки для их обметки, место для монограммы, манжеты (всего восемь видов, при этом каждый может быть сделан с прямыми, косыми или скругленными углами — последние, говорят, самые сложные в производстве) и один из восьми возможных воротников. Образцы стоят на полке, так что манжеты и воротнички не возбраняется потрогать руками. Если вы колеблетесь, можно положиться на мнение здешнего эксперта, который точно знает, какими должны быть манжеты у рубашки «на выход» или «в офис под пиджак».
После обсуждения всех деталей клиенту дают примерить образец близкого ему размера и пускают в ход иголки с булавками, чтобы отметить, что надо подогнать по фигуре, где ушить, а где, наоборот, прибавить пару лишних сантиметров. Подход, когда за основу берется стандартное лекало, которое немного изменяют под параметры заказчика, называется made-to-measure. Очевидное преимущество такой системы — заказчик сразу понимает, как примерно будет сидеть на нем рубашка. Недостаток же в том, что на нестандартных фигурах — если, например, одно плечо сильно ниже другого — рубашки могут в итоге сидеть не идеально.
На изготовление рубашки уйдет три–четыре недели. Если разница в семь дней существенна, стоит оформлять заказ в понедельник — именно в этот день в работу отправляются все заказы, принятые за неделю.
Executive Fashions
Самое старое и дорогое место из тех, что мы запланировали посетить, просит не называть себя словом «ателье», предпочитая сложносочиненное название «Салон индивидуального пошива мужской одежды Executive Fashions». С той же дотошностью здесь относятся к процессу выбора материалов (на это ушло 13 минут) и снятия мерок (еще 17 минут). Ткань предлагают выбирать в просторной, недешево обставленной комнате с кожаными диванами. Здесь же есть отдельная зеркальная примерочная, где мастер сначала спрашивает у клиента его рост и вес, а потом со всех сторон измеряет его сантиметром.
Executive Fashions работают исключительно в формате bespoke, то есть по меркам клиента каждый раз создают новое лекало, а не подгоняют стандартную рубашку под нужный размер. По такой схеме строят работу лучшие ателье в мире, но есть один нюанс: во время заказа толком нечего примерить, рубашки еще не существует нигде, кроме как в воображении мастера, и клиент не очень хорошо представляет, насколько удачно в итоге сорочка будет на нем смотреться.
Придумывать дизайн рубашки начинают с воротника. Возможные варианты (их около двадцати штук) показывают на схематичном рисунке. Затем предлагают выбрать один из двенадцати шрифтов для монограммы, один из восьми вариантов манжет и, если надо, один из шести нагрудных карманов. При желании можно заказать платок в этот карман — из той же, что и рубашка, материи. О чем нас забыли спросить, так это о цвете пуговиц и ниток. Обычно клиенту предлагают выбрать его самостоятельно.
Торопиться в Executive Fashions не принято. В идеале на первую встречу нужно записываться сильно заранее и в назначенный день иметь в наличии хотя бы час, чтобы неспешно проглядеть все каталоги тканей, выпить чаю, обсудить со знатоками свежие тенденции — в общем, почувствовать все преимущества должного обхождения. Целевую аудиторию салона определяют как «обеспеченных представителей среднего класса».
После оформления заказа придется набраться терпения. Лучшие рубашки шьются в Италии; те, что попроще, — в Гонконге. В любом случае ждать придется около месяца: нам успели сделать за 25 дней, но обычно просят рассчитывать на 40. Когда сорочка готова, клиента ждут на примерку, на которой рубашку можно попросить еще немного подогнать. Этим швеи занимаются прямо в салоне, так что обещают не затягивать.
Готовую рубашку клиенту вручают в фирменной коробке. В 14 000 рублей, которые стоила наша сорочка, кроме материалов и работ по шитью, входят обхождение и атмосфера. Но к получившейся вещи сложно придраться. Даже несмотря на неоднозначное пожелание клиента сочетать в одной рубашке узор и в клетку, и в полоску, результат получился убедительным, не без акцента на детали: ткань воротника и корпуса рубашки разной расцветки (как было указано в заказе), два ряда пуговиц на манжетах (можно застегнуть потуже или ослабить), две пуговицы, которыми застегивается воротник, и обещанный платок в нагрудный карман.
Corzetti
Corzetti, может, и хотели воспроизвести образ благопристойного британского ателье, но за главных тут индусы (все они могут работать с англоговорящими клиентами), 90% тканей — итальянские, да и в целом все попроще, чем у чопорных и дотошных англичан. Сотрудники не натянуто улыбаются, владелец с порога принимает тебя за своего и разве что не хлопает одобрительно по плечу — в общем, чувствуешь себя здесь действительно как дома.
В Corzetti больше вариантов тканей, чем во всех остальных ателье вместе взятых, причем в разы — около трех с половиной тысяч материалов. Выбрать из них один невероятно сложно, приходится просить мастера остановиться и не показывать все новые и новые каталоги. Либо нужно сразу заказывать несколько рубашек.
Полчаса, потраченные на выбор ткани и монограммы (всего 36 эскизов, есть даже якоря и сердца), — это ровно в десять раз дольше, чем потребовалось на снятие мерок (хотя до этого казалось, что измерить и зафиксировать девять числовых показателей за три минуты невозможно). Могло возникнуть подозрение, что намерили кое-как, но сорочка, когда ее привезли через месяц (обещали, правда, через три недели), оказалась объективно безупречной, как ни старайся найти в ней изъян.
Обычно цена рубашки из Corzetti умещается в промежуток между 3 500 и 7 500 рублей, дороже будет стоить только ткань Super 200: сорочка из нее обойдется в 14 000. Кстати, в Corzetti могут сшить рубашку или костюм на ребенка.
«Рубашка-на-заказ»
В интернет-ателье «Рубашка-на-заказ» абсолютно все заботы — не только о рисунке ткани и форме уголков манжет, но и о точности измерений — ложатся на плечи заказчика. В помощь ему дается пошаговая инструкция на семи листах. Исхитриться самому правильно померить себе объем бицепса еще возможно, но в одиночку высчитать ширину спины, кажется, физически невозможно. После оформления заказа клиента могут попросить уточнить параметры — их на всякий случай сравнивают со стандартами фигур по ГОСТу и при значительных расхождениях рекомендуют перемерить. Если вы уверены в точности своих измерений, поддаваться на эти уговоры не стоит — иначе рискуете получить рубашку на размер больше, как случилось с нашей.
Размеры, впрочем, — самый последний этап заказа. До этого еще надо определиться с дизайном, деталями и вышивкой. Всего 65 вариантов тканей от 1 340 до 3 950 рублей, каждый можно внимательно разглядеть на интерактивном манекене, на котором отображаются все внесенные в макет сорочки изменения. Программа, кстати, не совсем бездушна: она научена автоматически выбирать к приталенной сорочке длинный узкий рукав, чтобы неосторожно не пришить к ней заведомо неподходящий широкий. Напридумывать можно практически все что угодно, и в этом, в общем-то, плюс, если только в голову не придет неумная идея сочетать пуговицы на воротнике с кнопками на планке и манжетах. Или, чего хуже, заказать вышивку в виде логотипа «Лады Калина» — такой в списке предлагаемых эскизов тоже есть: то ли от того, что рубашки шьют в Ижевске, то ли так, для смеха.
Интернет-ателье — заманчивый вариант с точки зрения экономии времени. Не надо заранее вставать в очередь на примерку, да и вообще ехать никуда не надо. Сама сорочка шьется чуть дольше недели. Вариантов доставки два — в Москву готовую рубашку могут привезти либо за три дня, либо за 14. На возможные поправки к параметрам тоже уходит время; в итоге, если не настаивать на срочном изготовлении, рубашку с момента оформления заказа можно дожидаться около месяца.
Процесс заказа не требует помощи эксперта, но если уж клиент оказался в офисе, то галочки в нужных местах в форме на сайте за него проставят сотрудники ателье. Ставить будут не быстро, надо учесть больше тридцати деталей, начиная от длины воротника и ткани на внутренней отделке манжет, заканчивая способом, которым будут пришиты пуговицы. Пришитые «лапкой» пуговицы — это ручная работа: по идее, они говорят о том, что сорочка сделана именно на заказ, но знают об этом признаке эксклюзивных рубашек не многие. На кармане, планке или манжете можно вышить монограмму, выбирать предлагают из нескольких цветов и трех узнаваемых шрифтов: Helvetica, Times и Script. Все преобразования видны на виртуальном манекене на странице заказа. Мерки снимают за 10 минут.
Fit Suit, описывая преимущества своей компании, выделяют две вещи: пошив рубашек действительно любого фасона и более чем доступную цену. Поспорить с этими утверждениями не удалось, оба на проверку оказались достоверными.
Фасон предлагают придумать, глядя в каталог с возможными вариантами, но при этом не отказываются выполнить любые, даже самые неожиданные пожелания клиента. Можно и вовсе обойтись без наглядных примеров и самому придумать весь дизайн сорочки, вплоть до формы уголков воротника. Мы делали заказ, глядя на фотографии в каталоге — там голубая рубашка с темно-синим шелковым воротником и такими же манжетами казалась страшно красивой и жутко необычной. Мастер идею одобрил и подсказал, что к шелковому воротнику лучше подобрать такие же, а не хлопковые манжеты. А раз манжеты шелковые, то запонками придется пренебречь (это одно из бесчисленных негласных правил делового дресс-кода). Ткань для корпуса сорочки тоже может быть любой, но стоит заранее прикинуть, будут ли два материала сочетаться друг с другом не только цветом, но и плотностью, и текстурой.
Разобравшись с тканями, приступают к снятию мерок: пять минут собственно измеряют, а затем еще пять фотографируют со всех сторон — подразумевается, что, глядя на снимки, швея сделает рубашку максимально точного размера. С размером в результате не прогадали — сорочка сидит если не безупречно, то очень близко к этому. Более того, то ли само собой, то ли благодаря вмелательству мастера, воротник, выбранный в Fit Suit, больше других подошел Антону. Но эксперимент с тканями откровенно не удался. Основная, голубого цвета, оказалась слишком плотной, и шелковые детали к ней решительно не подходят — что было предсказуемо, надо было просто заранее подумать, а не просто ткнуть пальцем в каталог. Тем не менее сделали, как и было обещано, «действительно любой фасон». Цена тоже оказалась приемлемой — за любую ткань в Fit Suit просят 4 000 рублей (бывают скидки), и еще 1 000 нужно доплатить в случаях с особенно сложным дизайном. На работу уходит две недели, и это при том, что рубашки шьются в Голландии. Но приходить просят по записи, потому что в офисе могут принимать только одного клиента. Им, кстати сказать, может быть англоговорящий иностранец или ребенок.