Атлас
Войти  

Также по теме

5 российских правителей-урбанистов

Москва традиционно считается городом, который несколько веков рос стихийно и без предварительного плана. Кривые  улочки не имели привычной для нас сплошной линии фасадов, и Москва полностью оправдывала обидное прозвище «большой деревни». Но некоторые правители все же пытались направить хаотическое развитие Москвы в новое русло – с высоты сегодняшнего дня мы смело можем назвать их урбанистами.

  • 22041
Иван III Иван III
Федор Алексеевич Федор Алексеевич
Петр I Петр I
Екатерина II Екатерина II
Николай I Николай I

На заре Московского княжества главным бичом города считались пожары. Стихийные бедствия частенько толковались посадской толпой как наказание свыше. В 1493 году очередной «красный петух» уничтожил чуть ли не половину города. Огонь вспыхнул в Замоскворечье и был перенесен ветром в центральную часть столицы. Погибло около 200 человек. Разрушительная сила огня была помножена на эсхатологические настроения москвичей: 1492 год в древнерусском летоисчислении предстал 7000-м годом от сотворения мира. Все дружно ждали конца света и небесных кар за грехи, о чем свидетельствует митрополит Киприан: «Ныне последнее время, и летам скончание приходит и конец веку; бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились».

Огонь затронул и княжескую семью: Иван III лично помогал разбирать сгоревшие здания, а вплоть до осенних холодов ему пришлось переехать из пострадавшего Кремля в район сельца Подкопаева. Встревоженный страшными событиями, Иван издает любопытный указ о полной очистке всей территории вокруг Кремля: «Того же лета повеление великого князя Ивана Васильевича церкви сносиша и дворы за Неглимною; и постави меру от стены до дворов сто сажен да девять». Москвичи кряхтели и вздыхали, но выполняли предначертание власти. Цифра в 109 саженей стала не только противопожарной мерой, но и сакральной границей, за которую нельзя переступать. В советский период черта оседлости для неугодных выросла до 100 километров.

Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Иване III, 1921.

Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Иване III, 1921.

 
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cc/Franz_Kr%C3%BCger_-_Portrait_of_Emperor_Nicholas_I_-_WGA12289.jpg/452px-Franz_Kr%C3%BCger_-_Portrait_of_Emperor_Nicholas_I_-_WGA12289.jpg Николай I

/media/upload/images/Feodor_III_of_Russia.jpg Федор Алексеевич







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter