Атлас
Войти  

Также по теме

2015 год будет для россиян тяжелым и непредсказуемым

Экономисты не ждут ничего хорошего от следующего года: экономика будет сокращаться, доходы населения и уровень жизни падать. Придется затянуть пояса и отказаться от импортных товаров. 

  • 8901
Photo

Thinkstock/Fotobank.ru

БГ попросил ведущих российских экономистов рассказать о том, что они ждут от следующего года. Большинство из них настроены пессимистично: все они ожидают рецессии в российской экономики, падения доходов населения с учетом инфляции и сокращения потребления. 

Уровень жизни россиян в следующем году будет снижаться: сложнее будет позволить себе дорогие и качественные импортные товары. Где это возможно, россияне будут переходить на отечественную продукцию, которая часто уступает импортной по качеству. Кредит взять будет куда сложнее, а следовательно недоступными станут крупные покупки.

Однако количественные оценки экономистов расходятся. Кто-то ждет небольшой рецессии и снижения доллара до 48 рублей. Кто-то считает, что рецессия будет куда глубже, а рубль лишь немногим укрепится.

Один из самых пессимистичных прогнозов на следующий год опубликовал Центр развития Высшей школы экономики: они ожидают, что кризис будет длиться примерно 3 года, а российская экономика откатится на уровень 2009-2010 годов. Другие эксперты ожидают, что во второй половине 2015 года появятся признаки роста. 

Юлия Цепляева

Юлия Цепляева

Директор ЦМИ Сбербанка

В следующем году мы ожидаем рецессию в российской экономике. Рубль укрепится, средний курс доллара составит 50,07 рубля. Мы ждем, что цены на нефть несколько вырастут, особенно во второй половине года и в среднем составят $70 за барр. Российская экономика при таком сценарии сократится на 2,8%.

Не думаю, что стоит говорить о катастрофичном сценарии. Многое будет зависеть от политики Центробанка и Министерства финансов, от слаженности их действий. 

Падение начнется сразу в первом квартале. Я не очень верю в импортозамещение. Поэтому в первом квартале мы почувствуем на себе кризис. Во второй половине года падение будет углубляться, так как потребление на ухудшение ситуации реагирует с некоторой задержкой. В первом и во втором кварталах будет некоторая поддержка потребления, а потом проседание. К сожалению, здесь мы не видим какого-то большого позитива.

Инвестиции в следующем году пострадают даже серьезнее, чем потреблением. Мы видим падение инвестиций в следующем году на 9%. 

Доходы населения в реальном выражении будут  устойчиво отрицательными. При этом рост кредитования затормозится, что и приведет к снижению потребления.

Владимир Осаковский

Владимир Осаковский

Главный экономист Bank of America Merrill Lynch

Мы ожидаем рецессию в следующем году. У нас уже довольно давно официальный прогноз минус 1,5% и мы его пока не пересматривали. Но, на самом деле, в свете недавно произошедших событий, например, повышение ставки ЦБ и других масштаб рецессии существенно превысит наши прогнозы. Сейчас наш прогноз находится на пересмотре.

По инфляции будет существенное ускорение: в начале году можно ожидать двузначных значений, но, начиная с весны-лета, она будет замедляться на фоне слабого потребительского спроса и отсутствия роста экономики. 

Мы ожидаем стабилизации рубля, что создаст предпосылки для снижения ставки Центральным банком уже с  весны 2015 года. Нынешня ставка ЦБ, по сути дела, является  запретительной для инвестиционной активности. Наш прогноз по курсу рубля находится в процессе пересмотря, до последних событий он составлял 48 рублей за доллар.

Мы ожидаем слабости общего потребительского спроса на фоне замедления экономического роста. Реальные доходы населения покажут отрицательный рост на фоне роста инфляции и невысокого роста номинальных доходов.

То, как будет развиваться кризис, зависит от многих факторов, например, куда пойдут цены на нефть. Этот кризис в значительной мере обусловлен внутренними российскими факторами, а не внешнеэкономическими и внешнеполитическими причинами, многое будет зависеть от действий правительств. Негативный эффект от того, что произошло уже, будет ощущаться в первом-втором квартале. При отсутствие негативных шоков мы можем ожидать стабилизации к концу года, но это лишь предположение, которое может не сбыться. 

Ярослав Лисоволик

Ярослав Лисоволик

Главный экономист Deutsche Bank

Наш прогноз на конец следующего года 48 рублей за доллар. Мы прогнозируем рецессию на уровне около 2%. По инфляции мы окажемся на уровне 7,5%. 

Во второй половине года начнется восстановление экономики, которое в том числе будет связано с ростом цен на нефть. Среди внутренних механизмом положительным фактором относится позитивное сальдо торгового баланса и некоторое восстановление инвестиционной сферы.

В области потребления домохозяйств мы ожидаем рост в пределах 1-2% в следующем году. Реальные доходы населения не будут показывать серьезной отрицательной или положительной динамики: они будут колебаться в районе нуля.  

Антон Струченевский

Антон Струченевский

Старший экономист Sberbank CIB

​Я бы не стал давать прогнозы на следующий год, а говорил, скорее, о сценарии, который мне представляется наиболее реалистичным. В целом наблюдаются некоторые позитивные тенденции. Сейчас проводимая ЦБ РФ политика позволяет стабилизировать обменный курс, при условии неизменных цен на нефть, что благоприятно для российской экономики. При стабилизации обменного курса можно ожидать быстрого снижения инфляции и процентных ставок, что должно улучшить ситуацию с кредитованием. Замедление инфляции, в свою очередь, благоприятно отразится на доходах населения и потреблении.

Падения экономики в следующем году можно избежать, этот позитивный сценарий связан с импортозамещением. На фоне девальвации национальной валюты импорт сократился, однако это не сопровождается снижением потребления, так как происходит замещение на продукцию российского производства. Такой механизм поддерживал экономику в этом году и будет поддерживать в следующем. Однако здесь опять же все будет зависеть от способности властей стабилизировать валютный рынок. Во второй половине декабря политика властей выглядела достаточно эффективно. Если в следующем году удастся одновременно без роста девальвационных ожиданий предоставить ликвидность денежному рынку, тогда можно ожидать, что результаты будут достаточно позитивными. В то же время вероятность других вариантов не стоит сбрасывать со счетов.

Что касается потребления, то оно снизится в сегменте дорогих товаров. Можно вспомнить опыт 2009 года: пришлось затянуть пояса, от чего-то отказаться, перейти на продукцию отечественного производства. Возможность приобретать более дешевые товары российского производства позволяет отечественной экономике выживать в условиях ухудшения внешней конъюнктуры.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter