Мы пытаемся отгородиться от мира задернутыми шторами, собственными автомобилями и их тонированными стеклами, музыкой в наушниках и солнечными очками, перчатками, заборами. По количеству разнообразных визуальных барьеров современные жилые пространства напоминают устройство марок канских риад или среднеазиатских глинобитных кишлаков, где наружу выходит только дверь, а все остальное скрыто от посторонних глаз.
2. Отсутствие общественного пространства
Даже в самых благополучных, «элитных» поселках и домах на Остоженке люди не могут прийти к согласию и договориться о том, чтобы не уродовать пейзаж «своим личным» сплошным забором или фасад дома проектом остекления балкона.
3. Избегание обязательств
Люди запрещают себе откликнуться на что-то, что потребует от них малейшего усилия или может привести к возникновению каких-либо обязательств. Некоторые мечтают о близких и искренних отношениях, мечта начинает как будто сбываться, но вместо радости неожиданно приходит страх. Выясняется, что очень хотелось бы гарантий в таких отношениях, и прежде всего гарантий, необременительных для самих мечтателей.
4. Минимизация личного общения
Возвращаясь домой после работы, встречаясь с друзьями, многим комфортнее не разговаривать и слушать тех, кто рядом, а отдавать временной приоритет тем, кто сидит в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Facebook, присылает СМС-сообщения или звонит на мобильный телефон. Каждый из нас наблюдал пары или компании, которые, сидя за одним столом, активно общались с кем-то другим с помощью какого-либо коммуникационного устройства или играли в электронную игрушку. Сам факт участия в какой-либо сети не является симптомом отчужденности человека, но усиление слабых социальных связей и участие в социальных сетях не позволяют решить проблему разобщенности, зато заменяют собой реальные связи.
5. Неспособность к совместным действиям
Мы почти утеряли навыки совместных социальных действий в мирных условиях. Фраза «Все бесполезно» чаще всего означает не только то, что ничего нельзя добиться, а то, что нас точно никто не поддержит, а солидарность окружающих не будет иметь реального выражения. Акции организованного протеста вменяемых людей возможны лишь в том случае, когда речь идет о реальной угрозе лишиться личной собственности, жизни или свободы, возможности получать образование (Бутово, борьба за Европейский университет в Петербурге, скандал с безработицей в Пикалево). Во всех остальных случаях люди лишь гневно выражаются в своем кругу. Можно говорить о нашей инертности, о том, что у русских нет уважения к себе и к своим правам, но главную причину я вижу в нашей сегодняшней автономи зированности. Флешмобы как массовые акции, конечно, вселяют надежду на возможность возрождения общественного диалога и сплоченности, но пока они имеют слишком нишевый и развлекательный характер.
6. Защита от других
Одна из наших коллег обнаружила недавно у метро едва не плачущего человека, который нуждался в ответе на простой вопрос, как пройти… Мужчина передвигался при помощи костылей, и у него были проблемы с речью. Изъяснялся он вполне понятно, но от собеседника требовалось чуть-чуть внимания. В течение 15 минут никто из тех, к кому обращался человек, не счел возможным остановиться и включить это внимание. После мгновенного контакта каждый прохожий понимал лишь то, что от него что-то хотят и этого оказывалось достаточно, чтобы спокойно двигаться дальше.
7. Индивидуальный подход
Развитие индустрии персональных услуг: личные тренеры, парикмахеры и стилисты, диетологи и косметологи; индиви- дуализированные программы обучения и туризма, услуги ателье, эго-продукты (футболки, кружки с портретом владельца и т.п.)… Люди научились много и с удовольствием инвестировать в себя, в свое образование, развитие и т.п. И вместе с тем почти пропала идея инвестирования себя в отношения с другими. Вся структура сегодняшнего общения выстраивается таким образом, чтобы сохранить в неприкосновенности нашу индивидуальность, «внутренний мир», «душевный комфорт» и исключить необходимость полного присутствия во время события или встречи — например, устраивать деловые переговоры по Skype.
15%— рост заказов на индивидуальный пошив с начала 2009 года в ателье «Соль»
30%— рост числа посетителей тренингов личностного роста центра Oratorica с декабря 2008 года по май 2009 года
На 25–30% вырос объем продаж индивидуальных туров за последние два года (по оценкам туркомпании «Оптима Тревел»)Что будет:
— не будет двух людей с одинаковым именем
— в кафе появятся столики на одного
— психологи признают наличие друга девиацией
Продолжение