ЖЖ уже не тот
Все, конечно, могло быть иначе. Знаменитую фразу «Попробуем по-русски. Смешная штука», с которой русский ЖЖ начался 1 февраля 2001 года, мог написать не филолог из Тарту Роман Лейбов, а, скажем, Евгений Петросян. И тогда бы вслед за ним по адресу livejournal.com потянулись бы не писатели, журналисты и политтехнологи, а «Новые русские бабки», Сергей Дроботенко и Елена Степаненко. А за ними — начинающие юмористы из регионов, которые оставляли бы Петросяну и его соратникам подобострастные комменты, а Петросян бы писал Елене Степаненко под замком, что ЖЖ уже не тот. А когда свой ЖЖ завел бы Максим Галкин, об этом написали бы в газете «Жизнь».
А писатели, журналисты, политтехнологи и прочие в ЖЖ бы не пошли, а осваивали бы какую-нибудь другую платформу. Ну черт его знает, какой-нибудь MySpace. Лейбов попробовал бы по-русски там, позвал бы Ивана Давыдова, а Давыдов позвал бы Мишу Вербицкого, а потом Носик бы подтянулся и Тема Лебедев. А восемь лет спустя свои ролики про фальсификацию истории и про социальную ответственность президент Медведев размещал бы на MySpace, а не в ЖЖ.
Наверное, об этом можно даже написать какой-нибудь увлекательный роман в жанре альтернативной истории. А может, и не увлекательный, потому что — ну если бы не было русского ЖЖ в том виде, в каком мы его знаем и любим, что изменилось бы? Константин Рыков, может быть, не стал бы депутатом Государственной думы. Героиня «новгородского дела» Антонина Федорова не бежала бы за границу. Самсон Шоладеми так и остался бы работать в таблоиде, а термин «шоладемизация» так и остался бы непридуманным.
Между прочим, шоладемизация, то есть коммерциализация блогов и превращение их в рекламную площадку стоимостью прямо пропорциональной месту блога в рейтинге «Яндекса» — это был, наверное, самый серьезный повод говорить, что ЖЖ уже не тот, что раньше. Одно дело, когда люди пишут в ЖЖ для души — чтобы пообщаться, поспорить или просто чтобы себя показать, и совсем другое — когда люди под видом этого «для души» совершенно похабным, как журналист-джинсовик, способом зарабатывают деньги. «У меня уже сформировался определенный заказ, который я раз за разом копирую в «Утконосе». Несколько щелчков мышью — и холодильник полон», — омерзительно.
ЖЖ уже не тот — ну да, об этом как о самом собой разумеющемся блогеры-ветераны говорили еще задолго до того, как в ЖЖ пришел, к примеру, я (а я пришел в 2002-м). Но сейчас-то понятно, что тогда-то ЖЖ был именно «тот», не то что теперь. Теперь на одного комментатора, заслуживающего хотя бы ответа, приходится десяток таких, от которых хочется отгородиться самым радикальным режимом friends only. Они хорошие, добрые, настроены доброжелательно, но, черт подери, лучше бы они ругались, и был повод их банить, а то приходит комментарий, что-нибудь типа «Молодец, брателло, как ты здорово написал», — должно быть приятно, но почему-то этого комментатора хочется убить.
Но и это тоже уже вчерашний день. ЖЖ уже совсем не тот. Над конторой давно висит вывеска «Гособъединение «Рога и копыта», во всех окнах видны пишущие машинки и портреты государственных деятелей, у входа с победной улыбкой стоит молодец-курьер, не чета Паниковскому. Не Шоладеми и не Радулова и даже не Тема Лебедев лицо русского ЖЖ. Дмитрий Медведев — верховный блогер, за которым тянутся блогеры помельче, будь то Сергей Миронов или Олег «Путин с Медведевым сами решат» Морозов. Пройдет год, и единороссы среднего звена будут говорить «У нас в блогосфере» с той же интонацией, с которой сегодня они говорят «У нас в партии», и оснований говорить, что ЖЖ уже не тот, будет несравнимо больше, чем в те времена, когда Радулова рекламировала «Утконос».
Власть идет по проводам
Активисты молодежных политических движений живут в «Живом журнале» уже лет пять. Большая политика проникает в блогосферу только сейчас — на наших глазах, в режиме реального времени. БГ собрал самые яркие проявления ЖЖ-политики последних недель. Когда-нибудь об этом напишут в учебниках.
Наказать виновных и доложить.
«Разберитесь. Накажите виновных. Доложите в трехдневный срок, Дмитрий Медведев», — высший блогерский шик по-президентски: коммент в ЖЖ, написанный от руки. Пользователь «Живого журнала» voda_i_ryba, пожаловавшийся Медведеву на местные власти, не успевшие отремонтировать мемориал на улице Северной в Краснодаре (вечный огонь пострадал в результате ДТП в ноябре прошлого года, когда в мемориал въехал чей-то «мерседес»), может гордиться — он стал первым из ЖЖ-комментаторов, получившим ответ от президента.
10 мая voda_i_ryba написал в блоге Медведева: «В Краснодаре ветераны на праздник не смогли прийти к Вечному огню. Уже полгода продолжается его реконструкция. В то же время буквально две недели назад в двух кварталах от мемориала открылись два многомиллионных проекта — "Триумфальная арка" и "Святая Екатерина". А около Вечного огня работа практически не ведется». Отсканированная рукописная резолюция по поводу «трехдневного срока» появилась в президентском ЖЖ через пять дней. Еще через два дня, 17 мая, в ЖЖ-дискуссию вступила программа «Время», продемонстрировавшая сюжет, в котором коммунальные рабочие, невзирая на выходной день, ремонтировали Вечный огонь, обещая закончить в назначенные президентом сроки. И даже несмотря на то, что, по словам очевидцев, Вечный огонь в Краснодаре по-прежнему обнесен забором, ЖЖ-переписка между президентом и блогером voda_i_ryba все равно вошла в историю — «при Путине такого не было».
Отозвать комментарий.
Блогеру afonins (в реальной жизни — депутат горсовета Железногорска Красноярского края) повезло меньше: его коммент в ЖЖ президента уже второй месяц болтается без ответа, хотя проблема, о которой пишет Афонин, чревата гораздо более серьезными последствиями, чем неработающий Вечный огонь. Основной источник теплоснабжения Железногорска — атомный реактор АДЭ-2, — должен быть остановлен в соответствии с российско-американскими договоренностями, заключенными еще в 1997 году. Вместо атомного реактора предполагалось построить ТЭЦ, но ОАО «Енисейская ТГК», которое занимается строительством, заявляет, что сможет закончить стройку только летом 2010 года. То есть ближайшей зимой в Железногорске уже не будет атомного реактора и еще не будет ТЭЦ, и город с его почти ста тысячами жителей всерьез рискует замерзнуть. Обо всем этом президенту написал депутат Афонин. Коммент заканчивается словами: «Уважаемый Дмитрий Анатольевич, убедительно прошу Вас помочь городу, который на протяжении всей своей 60-летней истории помогал отстаивать интересы нашего государства (депутат имеет в виду производство оружейного плутония на электрохимическом комбинате, который остается градообразующим предприятием закрытого города. — БГ)».
Ответа от президента блогер afonins так и не получил, зато (так по крайней мере говорит сам Сергей Афонин), сразу после того, как модераторы президентского блога сделали комментарий Афонина публичным, депутату в Железногорск позвонили какие-то чиновники из Росатома и попросили «отозвать комментарий» из ЖЖ президента. Отзывать (то есть, очевидно, стирать) свой комментарий депутат, однако, не стал, а уже 29 апреля, через пять дней после появления коммента, глава Росатома Сергей Кириенко подписал приказ о переводе железногорского реактора «в режим резервного ожидания», сохраняющий возможность его запуска, если зимой город действительно будет нечем отапливать. При этом в пресс-релизе ведомства говорится, что «работа по подготовке приказа начата задолго до объявления о намерении остановить реактор после отопительного сезона 2008–2009 годов, поэтому возможные спекуляции отдельных публичных деятелей относительно того, что именно их позиция повлияла на решение Росатома, следует расценивать как попытку нажить политический капитал на ответственной позиции и результате работы других людей и организаций».
Спасти девочку.
Потенциальная победа российской дипломатии, свидетельствующая о том, что Россия, как обычно, поднимается с колен, разбилась о жесткую реакцию блогосферы. Стараниями российских консульских служб, активно участвовавших в судебном процессе, семилетняя девочка Саша, или Сандра, воспитывавшаяся в португальской семье, отправилась на постоянное жительство в Россию вслед за депортированной из Португалии матерью Натальей Зарубиной. Сюжет из программы НТВ «Главный герой», размещенный на YouTube и ставший предметом массовых обсуждений в ЖЖ, несмотря на бравурный закадровый комментарий, всерьез шокировал многих блогеров. Село Пречистое, где теперь будет жить не говорящая по-русски и воспитанная португальской семьей девочка (в сюжете НТВ Наталья Зарубина, шлепая дочь, возмущалась «португальским воспитанием», которое, по мнению матери, «разбаловало» девочку), по сравнению с португальским городом Барселуш, в котором живут приемные родители Саши-Сандры, выглядит сущим адом. Очевидно именно поэтому российские блогеры сразу же после сюжета на НТВ включились в начатую португальскими активистами кампанию за возвращение девочки в приемную семью — сайт http://redegb.com/xaninhanossa, на котором португальцы собирали подписи против возвращения Сандры в Россию, неожиданно для его создателей приобрел популярность в той стране, против которой протестовали авторы португальской петиции. К концу первой недели им даже пришлось опубликовать на сайте русский перевод обращения «Почему Александра не может быть счастлива?». Социально-дипломатический скандал переместился в онлайн-плоскость.
Обращаться не по-честному.
Калининградская газета «Дворник» находится в оппозиции к губернатору Георгию Боосу и часто критикует и персонально его, и министров его правительства, и местные правоохранительные органы. Этой весной издатель и главный редактор «Дворника» Арсений Махлов и Алексей Шабунин практически одновременно стали фигурантами двух странных дорожных происшествий — Махлова задержали за езду в нетрезвом виде и за попытку дать взятку сотруднику ГИБДД, Шабунин получил пять суток ареста за то, что он сбил на улице пенсионерку, переходившую дорогу. Оба журналиста свою вину отрицают и говорят о провокации. Когда Шабунин сидел в тюрьме, Махлов в своем блоге на калининградском сайте rugrad.eu опубликовал открытое письмо полпреду президента в Северо-Западном федеральном округе Илье Клебанову, в котором попросил его вступиться за газету, испытывающую давление со стороны властей. Клебанов ответил на обращение блогера на пресс-конференции. Вступаться за журналистов «Дворника» полпред отказался. «Если ты выбираешь для себя очень благородную задачу и цель жизни — указывать власти на ее упущения и добиваться справедливости, пожалуйста, будь при этом справедлив и честен, не допускай в своих статьях неправды и передергивания фактов. Если от нас требуешь фактов, будь такой же правдивый. Это моя такая позиция. Если ты начинаешь врать, ты позволяешь нам с тобой обращаться не по-честному», — заявил Илья Клебанов.
Сейчас эта цитата из полпреда висит в виде коммента в блоге Дмитрия Медведева. Блогер green_berg, оставившая этот коммент, просит Дмитрия Медведева прокомментировать слова Клебанова о том, что власть может с кем-то «обращаться не по-честному». Под этим комментом — несколько десятков традиционных для ЖЖ «+1», но Медведев пока молчит.
Выходить на «монстрацию».
Новосибирский художник Артем Лоскутов из арт-группы «Бабушка после похорон» стал героем блогосферы после последней первомайской «монстрации», организатором которой был художник. «Монстрация» — это традиционное аполитичное шествие новосибирских блогеров и просто неформалов, пародирующее первомайские шествия коммунистов и профсоюзов.
В этом году «монстрация» закончилась трагически — за три дня до Первомая антиэкстремистское управление новосибирского ГУВД начало следить за Лоскутовым. 28 апреля новосибирский облсуд выдал оперативным службам санкцию на прослушивание мобильного телефона Лоскутова в течение 180 суток — это требование милиционеры обосновали тем, что в действиях Лоскутова усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. 212 (массовые беспорядки) и ст. 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта). Очевидно, для того, чтобы гарантированно изолировать Лоскутова, задержали его не за массовые беспорядки, а за наркотики — при обыске у художника было обнаружено 11 граммов марихуаны.
Поскольку милиция охотилась не за наркоманом, а именно за «экстремистом», предположение о том, что наркотики Лоскутову были подброшены, по крайней мере нельзя считать фантастическим. В том, что реальной причиной ареста стала именно «монстрация», не сомневается практически никто из соратников Лоскутова и сочувствующих. В блогах собирают подписи в защиту художника, и можно утверждать, что кампания в ЖЖ, привлекающая к делу Лоскутова внимание федеральных СМИ и властей, затруднит новосибирским силовикам процесс превращения художника из арестованного в осужденного.
Похоронить президента.
Казанского блогера Ирека Муртазина (irek_murtazin в ЖЖ; в разное время работал руководителем пресс-службы президента Татарстана и председателем ГТРК «Татарстан», сейчас независимый журналист) судят за пост в ЖЖ. 12 сентября прошлого года Муртазин написал в блоге, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев умер: «Пришла страшная весть… На 72-м году жизни, во время отдыха в Турции (в Кемере) скоропостижно скончался Минтимер Шарипович Шаймиев. Честно говоря — не верится. Точнее, не хочется верить. Потому что, если это правда, то начнется такая свара, такая нешуточная борьба за то, чтобы занять освободившееся кресло, что чубы у холопов будут трещать и вдоль и поперек. И именно из-за подобных перспектив ближайшее окружение Минтимера Шариповича попытается скрыть эту информацию. Чтобы успеть перегруппироваться (вплоть до скоропостижной эвакуации из страны). Именно поэтому официальная информация, думаю, будет не раньше чем через неделю».
«Страшная весть» оказалась неправдой — через неделю вместо объявления о смерти Шаймиева публике был продемонстрирован живой президент Татарстана (он дал видеоинтервью сайту life.ru), а Следственное управление СКП РФ по Татарстану возбудило уголовное дело по факту распространения в интернете ложных сведений о смерти президента Татарстана. Блогер Муртазин проходил по этому делу свидетелем, но после того как Шаймиев подал заявление в Следственный комитет с просьбой привлечь Муртазина к ответственности за распространение «заведомо ложных сведений, порочащих его честь и достоинство, подрывающих его репутацию, а также за распространение сведений о его частной жизни, составляющих личную семейную тайну» было возбуждено второе уголовное дело. Теперь блогера Муртазина обвиняют в «возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенными публично и с использованием СМИ, с угрозой применения насилия». Сейчас журналист находится под подпиской о невыезде.
Никогда никому ничего не лизать.
15 апреля «Новая газета» опубликовала интервью Дмитрия Медведева главному редактору издания Дмитрию Муратову. Интервью, договоренность о котором была достигнута, когда Медведев принимал Муратова после убийства адвоката Станислава Маркелова и внештатницы «Новой» Анастасии Бабуровой, анонсировалось заранее и было первым полноценным интервью президента российскому печатному СМИ. Неудивительно, что этой публикации ждали все и практически все, прочитав опубликованный текст, остались разочарованы — никаких особенно жестких вопросов Муратов так и не задал, а на те вопросы, которые все-таки прозвучали (выборы мэра Сочи, семейный бизнес чиновников и т.п.) президент дал более чем уклончивые ответы, не встретив никаких возражений со стороны интервьюера. Единственное, что осталось от этого интервью в сухом остатке — это запись Дмитрия Муратова в редакционном блоге «Новой»:
«Прощаясь.
Д.Медведев: — А знаете, почему я дал интервью именно «Новой газете»? Вы никогда никому ничего не лизали.
Муратов: — !!! Жалко, я диктофон уже выключил…
Д.Медведев: — А вы можете и так передать эти мои слова. Я подтвержу, что их сказал».
Благодаря президенту и блогам фраза «никогда никому ничего не лизали» уже стала неформальным рекламным слоганом «Новой», а тем СМИ, которые лизали, осталось только завидовать Муратову и его газете.
Президент и интернет:
Об интервью президента Медведева каналу НТВ 19 апреля знают 10% опрошенных
О появлении блога Медведева в ЖЖ знают 22% опрошенных
Динамика активности пользования интернетом в России (месячная аудитория):
Осень 2006 года — 19% (21,9 млн)
Осень 2007 года — 23% (26,1 млн)
Осень 2008 года — 29% (34,8 млн)
Рост числа зарегистрированных пользователей социальной сети Twitter:
Февраль 2008 года — 475 000 человек
Февраль 2009 года — 7 038 000 человек
Что будет:
— за следующего президента можно будет проголосовать в интернете
— появится виртуальная тюрьма со сроком отключения от интернета
— откроется сеть онлайн-баров iBar
Продолжение