Несмотря на кризис, офисные деловые центры продолжают строить, хотя работать в них уже некому: часть арендаторов разорилась, часть переехала в более дешевые помещения. Многие компании уплотняются, начинают активнее пользоваться услугами фрилансеров или переводят работников на–домашнюю работу. Сложившуюся офисную субкультуру ждут серьезные изменения: секретарши и офис-менеджеры перестали пользоваться спросом на рынке труда, активно развиваются новые формы офисной жизни вроде коворкинга, когда объединенные общей идеей люди, обычно работающие дома, снимают один большой офис — не ради корпоративных радостей, а ради общения и обмена идеями.
Фотографии: Антон Акимов
Один из опустевших офисов в центре Москвы
В этом офисе скоро, возможно, откроется фитнес- центр Елена Малиновская, заместитель руководителя отдела офисной недвижимости Cushman & Wakefield:«Огромные башни, которые сейчас строятся, уже никому не интересны. Если помещения никогда не использовали под офисы, можно их перепрофилировать под гостиницы, в крайнем случае жилье».
Наталья Сазонова, руководитель отдела исследований Knight Frank Research: «Можно предположить изменение состава арендаторов: вместо финансовых и нефтяных компаний офисы будут заполнять, скажем, медицинские и научные учреждения».
Дмитрий Розанов, коммерческий директор Bluestone Group:«Цены снижаются, это факт. В основном на элитную недвижимость. То, что дешево, упало на 40–50%, то, что дорого, — еще сильней: «Балчуг», например, до кризиса стоил по $2 500 за 1 м2, сейчас по $700. Высвободилось много площадей, в основном из-за сокращений. Цены будут падать еще полгода. Офисное место стоит сейчас очень дешево: на сотрудника требуется 5 м2, по средней арендной ставке — 2 000 р. в месяц на человека. Первая приходящая на ум альтернатива для офисного здания — торговая недвижимость и склады. Но делать из офисного центра торговый — невыгодно. И вообще, реконцепция — дело рисковое, дорогое и ювелирное. «Аркадию», где кинотеатр «5 звезд» на Новокузнецкой находится, пытаются перепрофилировать на офисы. Но никто туда не идет».
1,4 млн м2 офисов стояло пустыми в Москве к концу 2008 года (17% от общего числа)
в 10 раз увеличилось количество пустых офисов в Москве после начала кризиса
на 20–50% упал спрос на офис-менеджеров и персональных ассистентов (по сравнению с 2008 года)
Что будет:
— из меню ресторанов пропадет бизнес-ланч
— профессия секретарши умрет
— в бизнес-центрах откроют фитнес-клубы и клубы по интересам
Продолжение